logo
Untitled

1. Спрос, предложение и цена. Рыночное равновесие

Рынок — это сложная система взаимодействующих элементов: спроса, предложения, цены.

Спрос — это количество товара, который потребители готовы покупать по разным возможным ценам. Здравый смысл подсказывает, что основным фактором, влияющим на спрос, является цена. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше, следовательно, на него спрос. Так, при цене в 50 руб. покупатели готовы купить лишь одну единицу какого-либо товара, при пене в 30 руб. — уже 3 единицы, при цене в 10 руб. — 5 eдиниц. Зависимость количества проданных товаров от уровня цен может быть изображена графически. Как правило, независимую переменную (цену) откладывают на вертикальной оси, а зависимую (спрос) — на горизонтальной (рис.4.1).

60 — D

50 —-\ A

D2 40 — г

30 —

20 —

10 —- ^ \

i ^D2 ^^^D Рис.4.1. Зависимость спроса от цены:

0 +■ Р — цена за единицу товара; Q — величина спроса;

DD — кривая спроса

Кривая спроса отражает обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Это — закон спроса. Эта зависимость объясняется действием закона убывающей предельной полезности, рассмотренного нами в теме 3. Поскольку с определенного момента каждая дополнительная единица товара приносит потребителю все меньшее удовлетворение, необходимо понизить цену, чтобы побудить его увеличить покупки. На графике это означает перемещение по кривой спроса из точки А в точку В.

Другим объяснением действия закона спроса могут быть так называемые эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода заключается в том, что снижение цены товара позволяет потребителю купить большее его количество при той же величине денежного дохода.

Эффект замещения выражается в том, что снижение цены товара делает его более привлекательным и, таким образом, увеличивает склонность потребителя к замещению им других товаров.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая склонность потребителя купить большее количество товара по низкой цене.

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы: вкусы потребителей, часто зависящие от моды, количество покупателей, уровень их доходов; цены на товары-заменители и товары-дополнители; наконец, ожидания потребителей (в отношении понижения или повышения цен).

38

Зависимость спроса от влияющих на него факторов можно выразить в виде функции спроса:

QD = F(Y1…Yn), где QD — величина спроса на данный товар;

Y — фактор;

n — количество факторов.

Изменение спроса под влиянием неценовых факторов спроса графически выглядит как смещение кривой спроса вправо вверх (увеличение спроса, кривая D1D1) или влево вниз (снижение спроса, кривая D2D2).

Предложение — это количество товара, которое производитель способен произвести и предложить по определенной цене. Зависимость предложения от цены прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 руб. производитель согласен продать лишь 2 единицы товара, при цене 30 руб. — 4 единицы, а при цене 50 руб. — 6 единиц товара.

Прямая взаимосвязь цены и количества предлагаемого товара называется законом предложения. Кривая предложения показывает, какое количество товара готовы пpoдaть производители по разным ценам в данный момент времени (рис.4.2). Она имеет положительный наклон, что говорит о желании производителя продать большее количество товара по более высокой цене.

Рt

S2;

50 40 30 20 10

Рис.4.2. Зависимость предложения от цены:

0

Р — цена за единицу товара; Q — величина предложения;

Q 123 456

SS — кривая спроса

Изменение цены означает движение по кривой предложения, например, из точки А в точку В. Реально па предложение влияют не только цены, но и множество других факторов, таких как цены на ресурсы, технология производства, размер налогов и субсидий, цены на другиe товары, количество продавцов, наконец, ценовые и дефицитные ожидания субъектов рыночной экономики. Рост неценовых факторов графически выглядит как смещение кривой предложения вправо или влево.

Функция предложения выражает зависимость предложения от влияющих на него факторов:

QS = F(К1…Km), где QS — величина предложения данного товара;

К — фактор;

m — количество факторов.

При анализе функции предложения следует учитывать фактор времени. В зависимости от возможности изменения (объемов) величины факторов производства различают три периода — кратчайший, краткосрочный и долгосрочный. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, поэтому предложение не может измениться даже при изменении цены товара под влиянием спроса. В краткосрочном периоде такие факторы, как сырье и труд, являются переменными. В долгосрочном периоде все факторы переменны, поэтому в краткосрочном и особенно в долгосрочном периодах предложение товара может существенно изменяться.

В процессе колебаний спроса и предложения их величины могут совпасть. Такая ситуация называется рыночным равновесием (рис.4.3).

39

Рис.4.3. Рыночное равновесие: РЕ — цена равновесия; QЕ — равновесная величина товара

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишек) потребителя возникает в связи с тем, что цена равновесия обычно ниже предлагаемой потребителями цены. Графически — это площадь PmaxEPE (рис.4.4).

В то же время равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить передовые фирмы. Разница между общей выручкой (OPЕEQE) и совокупными издержками (OPminEQE) составляет излишек (выигрыш) производителя (РEЕРmin).

Рис.4.4. Выигрыш производителя и потребителя

Итак, рынок как система взаимосвязанных и взаимодействующих спроса, предложения и цены обеспечивает механизм, способный синхронизировать решение продавцов и покупателей. Необходимым условием такого согласования является свободная конкуренция — неотъемлемый элемент рыночных отношений.

2. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ И ЕГО УСТОЙЧИВОСТЬ

В экономической теории сложились два основных подходa к объяснению механизма рыночного равновесия. Один из них связан с именем известного швейцарского экономиста Л.Вальраса (1834–1910). Он делает акцент на разнице в величинах спроса и предложения. Предположим, что существует избыток спроса Q2 по сравнению с предложением какого-либо товара Q1, т.е. дефицит (рис.4.5).

Р

S

Р2

Избыток

РE

----[-

\e/

>/ 1 N.

Р1

S/i

Деф'ицит

i

^ D

0

Q1

QE

Q2

Q

Рис.4.5. Механизм формирования равновесной цены

40

В этой ситуации возникает конкуренция покупателей: спрос на товары высокий, а товаров мало. Цены под давлением спроса растут и избыток спроса исчезает. Одновременно в связи с повышением цен усиливаются стимулы производства товаров, и их предложение может возрасти, хотя и несущественно. Таким образом, разница в величинах спроса и предложения исчезает, а цена возвращается к своему равновесному уровню (PЕ).

Если же существует избыток предложения товаров, то возникает конкуренция продавцов, которые теперь вынуждены понижать цены. Спрос в связи с этим увеличивается, а цена становится равновесной, понижаясь от Р2 к PЕ. Следует заметить, что главным толчком в модели Л.Вальраса является повышение или понижение цен на товары, поэтому данная модель лучше характеризует краткосрочный период, недостаточный для существенных изменений в величине предложения.

Подход к объяснению формирования рыночного равновесия одного из классиков экономи­ческой теории американского экономиста А.Маршалла (1842–1924) несколько иной. Он обращает внимание на разность цен Р1 и Р2. В случае, если цена спроса (Р2) превышает цену предложения (Р1), продавцы увеличивают величину предложения товаров. Это ведет к сокращению разрыва между спросом и предложением. Когда же цена предложения выше цены спроса, предложение товара падает, его избыток исчезает. В результате наступает рыночное равновесие. Так как эта модель акцентирует внимание на изменении величины предложения, она больше подходит для объяснения механизма формирования рыночного равновесия в долгосрочном периоде, достаточном для изменения объема производства и предложения.

Устойчивое равновесие формируется тогда, когда на рынке величина предложения может так или иначе приспособиться к величине спроса, а отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются. При этом различают абсолютно устойчивое и относительно устойчивое равновесие. Если в первом случае устанавливается единая равновесная цена, то во втором — существуют небольшие отклонения от нее. Если равновесие постигается в определенных пределах колебаний цены, то его называют локальным. Если же оно устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены, то говорят о глобальном равновесии.

Важно отметить, что формирование равновесия зависит от характера ценовых колебаний. Так, если колебания носят равномерный или взрывной характер, то пена равновесия вообще не формируется. Равновесие устанавливается в течение определенного периода времени, если колебания цен носят затухающий характер.

Как уже отмечалось, рыночное равновесие выгодно и продавцам, и покупателям: те и другие получают свой избыток. Однако из этого правила существуют исключения. Может возникнуть такая ситуация (как следствие сложных противоречивых процессов в экономике и на рынке), когда равновесные цены могут казаться слишком высокими для потребителей или слишком низкими для продавцов. В этом случае в процесс рыночного ценообразования вмешивается государство, устанавливая пределы роста или падения цен. Оно может установить фиксированную цену на уровне, превышающем цену равновесия или же ниже ее (рис.4.6). Чаще всего фиксиро­ванные цены выше цены равновесия устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию с тем, чтобы попытаться гарантировать фермерам определенный уровень дохода. Такие цены создают избыток продукции (Q2 превышает Q1), который правительство вынуждено закупать на деньги из госбюджета и делать запасы товара.

Р1

Р0 Р2

0

Рt

Q1 Q3

Q0

Q4 Q2

Рис.4.6. Фиксированные цены

41

Существуют разные точки зрения по поводу того, насколько хороши такие действия правительства, так как они оказывают весьма противоречивое влияние на рынок и экономику. Мы здесь лишь подчеркиваем факт нарушения рыночного равновесия (в данном случае со стороны государства) для создания более благоприятных условии функционирования отрасли.

В случае установления цен ниже цены равновесия возникает дефицит продуктов (Q4 превышает Q3). Следствием такой ситуации может быть так называемый черный рынок, где товар продается по ценам, превышающим равновесную цену (так как в нее включается еще плата за риск). Но объем продаж будет меньше, чем в условиях равновесия. К установлению потолка цен прибегало, например, американское правительство во время второй мировой войны, регулируя цены на масло, чтобы повысить его доступность для семей с низкими доходами. В дальнейшем потолок цен установили на квартирную плату. Возник устойчивый дефицит жилья, хотя его доступность для беднейших слоев повысилась. Многие считают, что фиксированные цены на жилье приносят больше вреда, чем пользы, так как в этих условиях снижаются стимулы к строительству нового жилья, возможности рынка эффективно перераспределять ресурсы между сферами деятельности.

Установление фиксированных цен государством, как мы видели, ведет к разрушению рыночного равновесия. Но регулирование рынка может осуществляться и без нарушения законов спроса и предложения. Так, устанавливая налог, правительство побуждает производителей повысить цену и в то же время сократить объем производства. Под влиянием этого сокращается спрос и продолжается падение объемов производства. В результате этих сдвигов точка равновесия смещается на новый, болеe высокий уровень. К обратному результату приводит установление дотаций производителю, цена равновесия смещается вниз.

Вмешательство государства в процесс ценообразования свидетельствует об определенной «несостоятельности» рыночного механизма. Насколько вмешательство необходимо и каковы его границы — рассматривается далee.