logo search
Экзамен / Ответы на экзаменационные билеты

11) Издержки производства: сущность, классификация и роль в рыночной экономике.

Конечной целью любого производства является получение прибыли.

ПРИБЫЛЬ - это положительный финансовый результат, который рассчитывают:

Прибыль = выручка – издержки производства

Выручка = равно количество произведенной продукции * цену

Цена – это денежное выражение стоимости товара

Стоимость товара – это воплощенный в товаре труд

Уровень рентабельности = (прибыль / издержки производства) * 100%

Издержки производства – затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Различают издержки:

- постоянные

- переменные

- общие (валовые)

Постоянные издержки – издержки, которые есть у фирмы, даже когда она не производит продукцию.

К ним относятся: плата за пользование кредитом, арендная плата, зарплата администраторам. Постоянные издержки – налог, не входящий в затраты.

Переменные издержки - зависят от объема выпускаемой продукции. К ним относятся: затраты на сырье, материалы, транспортные материалы, з/п работников основного производства.

Общие издержки = постоянные + переменные издержки

Средние издержки (себестоимость продукции) – это затраты на единицу продукии.

Средние общие издержки – общие издержки / объем выпускаемой продукции

Средние постоянные издержки – постоянные издержки / объем выпускаемой продукции.

Средние переменные издержки – переменные издержки / объем выпускаемой продукции

Средние общие издержки = средние постоянные + средние переменные.

Выделяют так же переменные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством дополнительных единиц продукции. Если ↑ производство продукции с N единиц до N+1, то предельные издержки = разности между общими издержками на производство N+1 единиц и общими издержками на N единиц товара.

Для каждого уровня производства существует особое, отличное от других значение предельных издержек.

Эффект масштаба или экономия, обуславливается ростом масштабов производства, проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции и всегда учитывается при обосновании долгосрочной стратегии фирмы.

Если объем выпускаемой продукции вырос более чем в два раза, при удвоении производственных факторов, то такой вырос называется положительным эффектом масштаба.

Неизменный эффект масштаба – когда размер фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов

Если объем продукции вырос менее чем в 2 раза при удвоении используемых факторов производства, то имеет место отрицательный эффект масштаба.