logo
Экзамен / Ответы на экзаменационные билеты

2.1 Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма.

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производств, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание – закон рынка.

Чтобы лучше понять конкуренцию, её нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые товары?

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть:

  1. Индивидуальная (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” – выбрать наилучшие условия купли – продажи товаров и услуг) ;

  2. Местной (введется среди товаровладельцев, какой – то территории) ;

  3. Отраслевой (в одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода) ;

  4. Межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода) ;

  5. Национальный (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны) ;

  6. Глобальный (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке) .

По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам введения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.) .

Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.

Свободная конкуренция означает, во – первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во – вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможности каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В – третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась пожалуй, только в Англии и лишь в ХХ в. Свободное соперничество в современных условиях – редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров. В ХХ в. получили развитие новые формы рыночного соперничества – регулируемая государством

А. Индивидуальная конкуренция.

Продавцы

Покупатели

Много

Несколько

Один

МНОГО

Полиполия (полная конкуренция)

Олигополия

Монополия

НЕСКОЛЬКО

Олигополия

Обоюдная олигополия

Ограниченная Монополия

ОДИН

Монполия

Ограниченная монополия

Обоюдная монополия

Виды монополий

Картель– союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.Трест– монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.Концерн– союз формально независимых предприятий (обычно разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков) , в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых операций большого масштаба.

Олигополия

Относительно малое число фирм господствует в отрасли. Это объясняется применением дорогостоящей технологии, экономией издержек и барьерами к проникновению.

Продукция может быть стандартизированной и дифференцированной. В олигополии часто присутствует слияние фирм, поскольку объединение двух и более фирм может существенно повысить их рыночную долю. Дать преимущество крупного покупателя и поставщика.

- Всеобщая зависимость

Никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить цены, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные действия конкурента.

Чистая совершенная конкуренция со множеством покупателей и продавцов так же легка как и чистая монополия. Когда покупатели не найдя альтернативы покупают за повышенные цены. В реальной жизни между двумя этими крайностями – это несовершенная конкуренция. Этот термин характеризуют в рынках, на которых продавцы имеют больше свободы в назначении цен, чем при совершенной конкуренции. Они обладают этой свободой потому, что продают при условиях в наличие или монополистической конкуренции или олигополии. Поддерживая более высокую цену, чем они могли бы иметь при совершенной конкуренции. Компании получают больше прибыли, а покупатели теряют.