23) Краткая характеристика моделей современного рынка
Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.
Существует множество видов рынка, главные из которых можно классифицировать по следующим критериям.
Критерии:
1) С точки зрения соответствия действующему законодательству. Выделяют:
А) легальный (законный)
Б) нелегальный (теневой)
2) По экономическому назначению объектов рыночных отношений.
Потребительский
Рынок капитала
Рынок труда или рабочей силы
Рынок информации
Валютный
3) По пространственному признаку.
Местный рынок (Курская обл)
Национальный рынок (зерно России)
Международный региональный рынок (Европа)
Мировой рынок
С точки зрения конкурентной борьбы.
Классический (рынок совершенной конкуренции)
Современный (рынок несовершенной конкуренции) а) Монополистический б) Олигополистический в) Монополистический с дифференциацией товара
Обще принятой является классификация рынка предложенная Штакебергом. Рынок классифицируется по степени ограничения конкуренции. При этом исходят их количества продавцов и покупателей (много\несколько\один)
Таблица: модели рынков
Продавцы | Покупатели | ||
Много | Несколько | Один | |
МНОГО | Полиполия (полная конкуренция) | Олигополия | Монополия |
НЕСКОЛЬКО | Олигополия | Обоюдная олигополия | Ограниченная Монополия |
ОДИН | Монполия | Ограниченная монополия | Обоюдная монополия |
Современный рынок выполняет 6 функций:
Посредническая функция. Рынок напрямую соединяет производителей, продавцов, потребителей товара, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, а так же конкуренции.
Ценообразующая функция. Возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а так же благодаря конкуренции. Врезультате складываются цены на товары и услуги.
Информирующая. Появляется когда сложившиеся цены позволяют понять состояние экономики
Регулирующая. Вохникает, когда из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (дефицит товара). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых растет.
Стимулирующая функция. Осуществляется с помощью рыночных цен. Цены как бы вознаграждают дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершает производство, увеличивает производительность труда и снижает издержки производства.
Оздоровительная функция. Рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, снижает общее производство от устаревших отраслей, которые экономически не жизнеспособны.
Закон спроса. Неценовые факторы рыночного спроса. Графическое изображение.
СПРОС на какой либо товар характеризует желание и возможность потребителя купить то или иное количество товара по определенной цене в определенный период времени.
Важнейшими характеристиками спроса является: объем спроса и цена спроса.
Объемом спроса на какой либо товар – количество товара, которое согласны купить потребители по определенной цене за определенный период времени.
Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить по определенной цене за определенное количество товара.
Зависимость объема спра от определяющих его факторов называют функцией спроса.
КРИВОЙ спроса называется графическое изображение функции спроса от его цены. Она показывает, какое количество товара покупатели готовы приобрети по определенной цене.
Смещение кривой из-за неценовых факторов
Неценовые факторы спроса:
Изменение дохода потребителей. Чем выше доход потребителей, тем больше они тратят на товары и услуги, увеличивая спрос. НО: установлено, что с ростом дохода потребителей потребление некоторых из продуктов снижается, следовательно различают две группы товаров: 1. нормальный товар, спрос на который повышается с ростом дохода потребителя. 2. Товары низкого качества. Спрос на которые падает с ростом дохода потребителей. ПРИМЕР: Повышение дохода населения приводит к увеличению потребления мяса, высших сортов овощей и фруктов, и снижение потребления крахмалосодержащих продуктов.
Изменение цен на другие товары. Существуют товары субституты (взаимозаменяемые и взаимодополняемые). Взаимозаменяемые, товары которые имеют одинаковое назначение Повышение цены на один из взаимозаменяемых товаров вызовет увеличение спроса на другой, и кривая спроса последнего сместиться вправо. Взаимодополняющие товары: автомобиль и бензин. Повышение цены на один из низ приведет к сокращению спроса на другой.
Изменение числа потребителей данного товара.
Изменение моды, вкусов и предпочтений потребителей
Инфляционные ожидания. Если покупатели покупают, считая, что цены возрастут.
Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на отдельный товар отдельным потребителем. Рыночной спрос - спрос множества индивидуальных потребителей в суммарном виде.
- 3) Возможные модели экономических систем.
- 16) Инфраструктура рынка
- 15) Рынок. Понятие. Виды и функции.
- 12) Современные модели рынков
- 23) Краткая характеристика моделей современного рынка
- 6) Закон предложения. Неценовые факторы рыночного предложения. Графическое изображение.
- 7) Равновесная цена. Дефицит и товарные излишки на конкурентном рынке. Государственное регулирование цен.
- 11) Издержки производства: сущность, классификация и роль в рыночной экономике.
- 27) Экономические основы заработной платы. Основные типы систем заработной платы.
- 25) Земельная рента: сущность, формы. Рынок земли. Цена земли.
- 5. Рынок земли и рентные отношения
- 58) Основные макроэкономические показатели.
- 60) Внп и ввп – основные различия. Методы расчета внп
- 39) Макроэкономическое регулирование: сущность, цели и основные направления государственного регулирования.
- 37) Инфляция: сущность, виды, причины. Социально-экономические последствия инфляции. Измерение инфляции.
- § 1. Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения
- 30) Деньги: необходимость и предпосылки их возникновения, сущность и функции.
- 48) Монополистическая конкуренция
- 46) Олигополия
- 45) Антимонопольная политика государства
- 8) Эластичность спроса. Варианты эластичности спроса
- 13) Понятие конкуренции и ее виды. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
- 2.1 Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма.
- 17) Основные факторы рыночного саморегулирования
- 18) Основы потребительского поведения
- 2) Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Кривая производственных возможностей.
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- 19) Полезность в экономической теории и преоблема ее измерения. Закон убывающей предельной полезности.
- 20) Правило потребительского поведения и условие равновесия потебителя. Правило максимизации полезности
- 21) Экономическая эффективность производства: понятие, пути повышения, показатели
- 22) Основные этапы развития экономической теории
- 24) Собственность как экономическое явление, ее виды.
- 26) Рынок труда: сущность, основные элементы и роль в рыночной экономке
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- 28) Экономика. Понятие. Предмет. Функции
- 31) Кредит: сущность, функции. Кредитная система государства: определение и структура
- § 3. Сущность кредита. Банковская система и принципы ее построения
- 32) Банковская система: понятие и элементы, роль в рыночной экономике
- 35) Финансы: общее понятие, функции. Принципы построения финансовой системы государства
- § 1. Сущность и функции финансов
- 36) Налоги: сущность. Функции. Виды. Принципы налогообложения по а. Смиту. Налоговая система России.
- 34) Денежная система России
- 38) Антиинфляционная политика государства. Особенности инфляционных процессов в рф.
- § 5. Особенности инфляционных процессов в России
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- 44) Экономический цикл: понятия, основные фазы, теории цикличности