§ 1. Сущность и функции финансов
Основные понятия финансов
Финансы— это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, — это финансовые отношения.
Таким образом, финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы— экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функцияфинансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных и иных проблем.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов — контрольную.
Стимулирующая функцияфинансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры и т. д.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи). Силовое изъятие части доходов граждан объективно необходимо в интересах этих же граждан.
Финансовая система государства и ее структура
Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы— это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы— финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.
Особую роль играют бюджеты регионов (районов) страны, что можно было именовать муниципальными финансами. Для России эта часть финансовой системы весьма значимы, так как наша страна состоит из 89 субъектов.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.
Финансы домохозяйств— это личные финансы, т. е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)
Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.
Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.
Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.
- 3) Возможные модели экономических систем.
- 16) Инфраструктура рынка
- 15) Рынок. Понятие. Виды и функции.
- 12) Современные модели рынков
- 23) Краткая характеристика моделей современного рынка
- 6) Закон предложения. Неценовые факторы рыночного предложения. Графическое изображение.
- 7) Равновесная цена. Дефицит и товарные излишки на конкурентном рынке. Государственное регулирование цен.
- 11) Издержки производства: сущность, классификация и роль в рыночной экономике.
- 27) Экономические основы заработной платы. Основные типы систем заработной платы.
- 25) Земельная рента: сущность, формы. Рынок земли. Цена земли.
- 5. Рынок земли и рентные отношения
- 58) Основные макроэкономические показатели.
- 60) Внп и ввп – основные различия. Методы расчета внп
- 39) Макроэкономическое регулирование: сущность, цели и основные направления государственного регулирования.
- 37) Инфляция: сущность, виды, причины. Социально-экономические последствия инфляции. Измерение инфляции.
- § 1. Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения
- 30) Деньги: необходимость и предпосылки их возникновения, сущность и функции.
- 48) Монополистическая конкуренция
- 46) Олигополия
- 45) Антимонопольная политика государства
- 8) Эластичность спроса. Варианты эластичности спроса
- 13) Понятие конкуренции и ее виды. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
- 2.1 Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма.
- 17) Основные факторы рыночного саморегулирования
- 18) Основы потребительского поведения
- 2) Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Кривая производственных возможностей.
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- 19) Полезность в экономической теории и преоблема ее измерения. Закон убывающей предельной полезности.
- 20) Правило потребительского поведения и условие равновесия потебителя. Правило максимизации полезности
- 21) Экономическая эффективность производства: понятие, пути повышения, показатели
- 22) Основные этапы развития экономической теории
- 24) Собственность как экономическое явление, ее виды.
- 26) Рынок труда: сущность, основные элементы и роль в рыночной экономке
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- 28) Экономика. Понятие. Предмет. Функции
- 31) Кредит: сущность, функции. Кредитная система государства: определение и структура
- § 3. Сущность кредита. Банковская система и принципы ее построения
- 32) Банковская система: понятие и элементы, роль в рыночной экономике
- 35) Финансы: общее понятие, функции. Принципы построения финансовой системы государства
- § 1. Сущность и функции финансов
- 36) Налоги: сущность. Функции. Виды. Принципы налогообложения по а. Смиту. Налоговая система России.
- 34) Денежная система России
- 38) Антиинфляционная политика государства. Особенности инфляционных процессов в рф.
- § 5. Особенности инфляционных процессов в России
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- 44) Экономический цикл: понятия, основные фазы, теории цикличности