36) Налоги: сущность. Функции. Виды. Принципы налогообложения по а. Смиту. Налоговая система России.
Налоги и налоговая политика
Сущность налогов
В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.
В соответствии с этим налогом политика выполняет следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т. е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
- субъект налога — лицо, которое по закону обязано платить налог;
- носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог;
— объект налога — доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т. д.);
— ставка налога — величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. п.).
Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполагают возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик платит не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги — это те
налоги которые сильнее всего «давят» на лиц с большими доходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В практике налогообложения используются различные виды налогов.
1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. , Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.
При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.
2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).
Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий.
Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.
К региональным налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.
К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.Q
Принципы налогообложения
Сколько веков существует государство, столько же веков существуют налоги и столько же государство ищет принципы и способы оптимального налогообложения, т. е. как организовать сбор налогов таким образом, чтобы налогоплательщики платили налоги, а казна получала все больше доходов. Шотландский экономист и философ А. Смит сформулировал четыре основополагающих (ставших классическими) принципа налогообложения применимых в любой экономической системе.
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или неравенству в налогообложении.
2. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.
4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их может поглотить значительную долю того, что приносит налог).
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.
На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения.
1. Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т. е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.
Однако всеобщее применение этой концепции связано с определенными трудностями: практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т. п. Кроме того, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий, что само по себе лишено смысла.
2. Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.
Однако при внедрении и этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные, прежде всего с тем, что нет строго научного подхода к измерению возможности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что средний потребитель действует всегда рационально, т. е. в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, лишь затем — на не столь важные блага.
Известно также, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически доказать американские экономисты во главе с профессором А. Лаффером.
Графически так называемый «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис .16.1).
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
- ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
— ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»);
- при всех остальных значениях г налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать;
- г в точке А: при определенном значении га достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а га считается опти-мальным уровнем ставки налога, Та - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с г , то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при гд > га, Тд < Т , поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.
Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (О в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде — к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.
Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один-два источника — с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. Что же реально получилось?
Во-первых, что наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль юридических лиц, в то время как, например, в Австрии, Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции — соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц.
Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога составляет 34% , в Великобритании — 35% , Бельгии — 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль).
В России ставка налога на прибыль предприятий меняется в зависимости от сферы деятельности. Фирмы и организации, занимающиеся производственной деятельностью, платят, начиная с 2000 г., в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 20%. В регионах органы государственной власти могут самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, за-
числяемого в свои бюджеты, но не более 22% для предприятий и организаций и не более 30% для банков и страховых организаций (всего — 35—42%).
В-третьих, если по размерам ставок налогов российские налоги приближены к общемировым, то по количеству самих налогов Россия «опережает» многие страны. (В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов.) Такое количество налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что далеко не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Налоговая система России нуждалась в коренном улучшении. В связи с этим, по Указу Президента РФ на протяжении нескольких лет шла и продолжается работа по изменению бюджетного законодательства. Министерство финансов РФ ввело в действие Налоговый кодекс — свод единых правил по налогообложению. С 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса, где изложено законодательство о налогах и сборах, система налогов и сборов в РФ, определены налогоплательщики и плательщики сборов, представительство в налоговых правоотношениях, налоговые органы РФ, их права и обязанности, органы налоговой полиции и их полномочия и т. д. В 2001 г. принята вторая часть Кодекса, где утверждены налоговые ставки, льготы и пр.
- 3) Возможные модели экономических систем.
- 16) Инфраструктура рынка
- 15) Рынок. Понятие. Виды и функции.
- 12) Современные модели рынков
- 23) Краткая характеристика моделей современного рынка
- 6) Закон предложения. Неценовые факторы рыночного предложения. Графическое изображение.
- 7) Равновесная цена. Дефицит и товарные излишки на конкурентном рынке. Государственное регулирование цен.
- 11) Издержки производства: сущность, классификация и роль в рыночной экономике.
- 27) Экономические основы заработной платы. Основные типы систем заработной платы.
- 25) Земельная рента: сущность, формы. Рынок земли. Цена земли.
- 5. Рынок земли и рентные отношения
- 58) Основные макроэкономические показатели.
- 60) Внп и ввп – основные различия. Методы расчета внп
- 39) Макроэкономическое регулирование: сущность, цели и основные направления государственного регулирования.
- 37) Инфляция: сущность, виды, причины. Социально-экономические последствия инфляции. Измерение инфляции.
- § 1. Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения
- 30) Деньги: необходимость и предпосылки их возникновения, сущность и функции.
- 48) Монополистическая конкуренция
- 46) Олигополия
- 45) Антимонопольная политика государства
- 8) Эластичность спроса. Варианты эластичности спроса
- 13) Понятие конкуренции и ее виды. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
- 2.1 Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма.
- 17) Основные факторы рыночного саморегулирования
- 18) Основы потребительского поведения
- 2) Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Кривая производственных возможностей.
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- 19) Полезность в экономической теории и преоблема ее измерения. Закон убывающей предельной полезности.
- 20) Правило потребительского поведения и условие равновесия потебителя. Правило максимизации полезности
- 21) Экономическая эффективность производства: понятие, пути повышения, показатели
- 22) Основные этапы развития экономической теории
- 24) Собственность как экономическое явление, ее виды.
- 26) Рынок труда: сущность, основные элементы и роль в рыночной экономке
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- 28) Экономика. Понятие. Предмет. Функции
- 31) Кредит: сущность, функции. Кредитная система государства: определение и структура
- § 3. Сущность кредита. Банковская система и принципы ее построения
- 32) Банковская система: понятие и элементы, роль в рыночной экономике
- 35) Финансы: общее понятие, функции. Принципы построения финансовой системы государства
- § 1. Сущность и функции финансов
- 36) Налоги: сущность. Функции. Виды. Принципы налогообложения по а. Смиту. Налоговая система России.
- 34) Денежная система России
- 38) Антиинфляционная политика государства. Особенности инфляционных процессов в рф.
- § 5. Особенности инфляционных процессов в России
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- 44) Экономический цикл: понятия, основные фазы, теории цикличности