logo search
Вся эктеория

3. Индивидуальное распределение. Перераспределение доходов

Индивидуальное распределение означает определение доходов отдельных лиц, семей, домашних хозяйств и т.п., а также факторов, определяющих их уровень.

На макроэкономическом уровне анализ индивидуального распределения позволяет выявить элементы, образующие доход отдельного человека. Сюда относятся: различного рода вознаграждения за вклад в производство, т.е. заработная плата, проценты за ссуженный капитал, дивиденды выплачиваемые за акции компаний, промышленные, торговые и сельскохозяйственные прибыли, а также доходы, не связанные с его вкладом в производство (пенсии, пособия по безработице, помощь семье, наследство и др.). Величина вознаграждения зависит от: объема производимых услуг и нормы их оплаты; обстоятельств, регулирующих распределение различных источников производительных услуг среди членов общества (например, частной собственности на средства производства); обстоятельств, влияющих на политику перераспределения доходов.

На макроуровне индивидуальное распределение означает распределение национального дохода среди отдельных лиц, которое раскрывает источники личных доходов и их сравнительные величины. Основным совокупным показателем здесь выступает доход частных лиц или семейных хозяйств. Валовой доход семейных хозяйств включает: чистую заработную плату; пособия и другие выплаты по социальному обеспечению; проценты, дивиденды и арендную плату, помощь на обустройство (строительство жилья); компенсации за ущерб, нанесенный войной; текущее страховое возмещение убытков; переводы заработной платы граждан, находящихся на работе за границей; валовой доход индивидуальных предпринимателей; доход, полученный от личного подсобного хозяйства, сдачи в аренду жилья и т.д.

При определении дохода частных лиц учитывают доходы от факторов производства, которые не получают семейные хозяйства (например, перераспределенную прибыль коммерческих организаций), взносы на социальное страхование, которые вычитаются из национального дохода, и трансферты, дополняющие национальный доход. Различают государственные трансферты (пенсии, проценты по государственному долгу), социальные трансферты (выплаты из фондов социального страхования, семейные пособия), трансферты между предприятиями (одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческие трансферты (спонсорские отчисления).

Сумму реального дохода частных лиц определяют, вычитая из номинального дохода расходы на выплату прямых налогов и социальных взносов. Наличный доход частных лиц состоит из расходов на потребление и сбережений.

При изучении индивидуального распределения мы сталкиваемся с социальной проблемой неравенства личных доходов людей. Неравенство доходов не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. Во многом оно определяется неравенством распределения частной собственности на факторы производства и правовыми нормами, определяющими ее передачу, например, по наследству. Доходы отдельных людей могут быть представлены как доходы заработанные (в зависимости от личных условий и труда) и "не заработанные".

Осуществление государством упреждающих мер по социальной защите людей и обеспечение надежных социальных гарантий населению требуют концентрации (централизации) финансовых ресурсов с помощью фискальной политики. Проводимая в Узбекистане экономическая реформа, отличительной чертой которой является адресность, своевременное поддержание наиболее незащищенных и нуждающихся слоев населения, служит гарантом успешного проведения реформ и на макро- и микроэкономическом уровнях требует перераспределения доходов, созданных в субъектах хозяйствования.

От уровня проводимой государством социальной политики в централизованном перераспределении дохода зависит ход рыночных реформ, смягчение негативных последствий рыночных преобразований в области социальной защиты населения. Так, например, централизованные расходы на социальную защиту населения на протяжении всего первого этапа реформ в Республике Узбекистан составляли около одной трети республиканского бюджета. Таким образом, был широко задействован пере распределительный механизм, позволяющий мобилизовать необходимые средства на осуществление социальных мер. При этом в республике выработан собственный подход к индексированию Доходов. В отличие от других стран, процесс индексирования доходов в Узбекистане осуществляется путем единовременного централизованного пересмотра минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, ставок по вкладам населения в народных (сберегательных) банках. В Республике приняты многочисленные меры, направленные на смягчение дифференциации населения по доходам, которые позволили обеспечить стабильную социально-политическую.

Вмешательство государства в процесс перераспределения доходов оценивается экономистами по-разному. Так, Б. де Жуванель выдвинул тезис, согласно которому перераспределение является не столько передачей доходов богатых бедным, сколько передачей власти от индивида государству, иначе говоря, перераспределение есть инструмент усиления власти.

Для измерения неравенства в распределении доходов в теоретической экономике используется кривая Лоренца, по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца (1876-1959) (рис. 40), как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.

Рис. 40. Кривая Лоренца

По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% от совокупного дохода, 40% населения - 40% дохода и т.д. Линия ОЕ отражает абсолютное равенство в распределении доходов. В реальной действительности распределение доходов показано линией OABCDE. Чем больше эта линия или кривая Лоренца отклоняется от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов.

Если площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение, которое в теоретической экономике получило название коэффициента Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965): G=Т/ОFЕ, где (G) - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

Неравенство доходов критиковалось и осуждалось во все времена. В начале XX в. во всех странах получила развитие политика перераспределения доходов, направленная на более справедливое распределение национального дохода. Сегодня можно выделить три наиболее влиятельных направления экономической мысли, обосновывающих необходимость достижения большего равенства в обществе:

- во-первых, социалистическое учение, которое выступает против частной собственности, "не заработанных" доходов и права наследования;

- во-вторых, индивидуалистические доктрины, утверждающие достоинства личности и связанное с ним право всех людей на социальный минимум;

- в-третьих, кейнсианская концепция, доказывающая, что неравенство ослабляет спрос на потребительские товары, сдерживает экономический рост.

Перераспределение доходов осуществляется в виде передачи денег богатыми бедным - это вертикальное перераспределение доходов. Перераспределение доходов через госбюджет в рамках отдельных социальных групп показывает, что эти группы (например, "класс трудящихся") сами платят за социальные выгоды, которые они получают во всей их совокупности. Такое перераспределение, по выражению Б. де Жуванеля, называется горизонтальным (т.е. в рамках одной социальной группы). Перераспределение доходов осуществляется во многом государством с помощью фискальной и социальной политики.

Некоторыми экономистами неравенство рассматривается как источник неудовлетворенности и стимул человеческого прогресса. Шумпетер назвал капитализм цивилизацией неравенства. Источником богатства или бедности является не капитализм, а экономическое развитие. Симон Кузнец провел исследование динамики доходов на протяжении ряда Десятилетий в некоторых развитых странах (США, Англии, Германии) и выявил тенденцию к уменьшению неравенства индивидуальных доходов по мере экономического развития сокращение неравенства становится более ощутимым по ре развития политики прогрессивного налогообложения и перераспределения доходов.