logo search
Untitled

5. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение» — «ad-as»

  • Совокупный спрос — это модель, графически представленная в виде кривой, показывающей различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального продукта, который отдельные потребители, предприятия и государство готовы приобрести при данных ценах (рис.11.4).

  • Совокупный спрос (AD) — это просто синоним выражения «совокупные расходы». Он состоит из тех же компонентов: потребления (С), инвестиций (Iq), государственных расходов (G) и чистого экспорта (Хn).

  • 94

    1. t

    2. AD

    1. 0

    2. Реальный объем национального производства (ВНП)

    3. Рис.11.4.

    1. Нисходящая траектория кривой совокупного спроса (AD) указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВНП, который может быть приобретен.

    2. Несмотря на сходство кривых индивидуального и совокупного спроса, они отличаются и по содержанию, и по зависимости от уровня цен. На величину совокупного спроса влияет множество факторов, которые подразделяются на ценовые и неценовые. К ценовым относят эффекты процентной ставки, реальных кассовых остатков (богатства), импортных закупок. Они определяют характер кривой AD.

    3. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, следовательно, — на потребительские расходы и инвестиции. Когда уровень цен повышается, возрастают и процентные ставки, а их увеличение, в свою очередь, приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

    4. Влияние эффекта богатства проявляется в том, что при более высоком уровне цен покупательная способность накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшается.

    5. При повышении уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары.

    6. Рассмотренные эффекты дают возможность прогнозировать изменения в объемах нацио­нального производства в связи с изменением совокупного спроса (при прочих равных условиях).

    7. Если условия изменяются, то необходимо учитывать неценовые факторы совокупного спроса. Они определяют положение кривой AD, их действие смещает данную кривую (при фиксированном уровне цен). К неценовым факторам относят: потребительские расходы (С); инвестиционные ■-расходы (Iq); государственные закупки товаров и услуг (G); чистый экспорт (Хn).

    8. Увеличение расходов сдвигает кривую вправо, уменьшение приводит к смещению ее влево.

    9. Совокупное предложение показывает реальный объем выпуска продукции, которую предприниматели будут производить и продавать при различных уровнях цен (AS).

    10. Графически совокупное предложение представлено на рис.11.5 в виде кривой, показывающей зависимость между уровнем цен и уровнем реального объема национального производства (при прочих равных условиях). Более высокие цены стимулируют производство дополнительного количества товаров и их предложение на рынке. Напротив, более низкие цены вызывают сокращение производства. Поэтому кривая совокупного предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта.

    1. t

    2. AS

    3. II

    4. III

    1. 0

    2. I

    3. Реальный объем национального производства (ВНП)

    4. Рис.11.5.

    1. Кейнсианская и неоклассические школы по-разному трактуют конфигурацию кривой совокупного предложения. В масштабе всей экономики могут сложиться три различные ситуации:

    2. 95

    1. горизонтальный отрезок (кейнсианский). На этом промежутке реальный объем производства не достиг еще своего потенциального уровня, имеются резервы мощностей, запасы сырья, уровень занятости — неполный. Горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии депрессии. На этом отрезке рост производства будет происходить за счет неиспользованных ресурсов и не будет сопровождаться ростом цен. Безработный, получивший работу, согласен на существующие условия оплаты труда, а владелец товарных запасов согласен продать их по существующим ценам. На горизонтальном отрезке рост производства и занятости будет происходить без инфляции;

    2. промежуточный отрезок. Здесь наблюдается одновременно и рост производства, и рост цен. Экономика начинает приближаться к своему потенциально возможному уровню, но полная занятость возникает неравномерно. На работу принимают менее квалифицированных рабочих, а сырье покупают по более высоким ценам;

    3. вертикальный отрезок (классический). На этом отрезке производство достигло своего потенциального уровня, когда все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость. За короткое время невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства.

    1. Изменения неценовых факторов — изменение цен на ресурсы, изменение в производи­тельности, изменение правовых норм — приводят к сдвигам кривой совокупного предложения.

    2. Неценовые факторы имеют одну общую черту: когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции.

    3. С точки зрения национальной экономики (макроэкономического анализа) пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда AD = AS (рис.11.6).

      1. P f P3

      2. P2 P1

      1. AS1

      1. AS2

      1. AD3

      1. D

    1. AD1

      1. 0

      1. i i i

      1. Y1 Y2 Y3

      1. Y

    2. Рис.11.6. Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS»

    3. Планы покупателей и продавцов (производителей) полностью совпадают в точке А. Когда достигается такое соответствие, круговой поток в целом находится в равновесии точно так же, как и отдельный рынок находится в состоянии равновесия, если планы покупателей и продавцов на нем совпадают.

    4. В реальной жизни планы потребителей и производителей почти никогда столь точно не совпадают, поскольку они далеко не всегда советуются друг с другом перед началом производства. Каждая фирма строит свои производственные планы на основе той информации, которая ей доступна. Потребители строят свои планы, ориентируясь на рыночные цены и ожидания относительно их изменений в будущем. Поскольку производственные планы зачастую опреде­ляются до того, как потребители формулируют свои планы, нет никакой уверенности в том, что эти две группы планов будут полностью совместимы.

    5. Предположим, что вследствие влияния любого неценового фактора произошел рост AD1 в AD2. В этом случае предприниматели обнаруживают, что потребности населения в товарах превосходят производственную мощность. Что будут делать производители в такой ситуации? Возможны два решения: не изменяя объема производства Y1, повысить цены либо расширить выпуск продукции. В нормальной рыночной экономике они не пойдут на резкое повышение цен для получения дополнительной выгоды, а постараются увеличить производство, чтобы расширить рынок своих товаров и таким образом добиться роста прибыли. Но увеличение производства приводит, как правило, к увеличению издержек производства (вследствие ограниченного предложения ресурсов) и к росту уровня цен. Иными словами, новая точка равновесия В соответствует более высоким значениям объема производства (Y2) и уровня цен (Р2).

    6. 96