logo search
ЗМУ, 11 сем / РЭУ ЗМУ, 11 сем / Рылов_print1

4.6. Проблемы и направления развития малых городских и сельских поселений

Низовые экономические и административные районы (микрорегионы) – это города, городские и сельские административные районы, сельсоветы и т. д.; всего их около 27 тыс., в том числе городов – 1 087, районов – 1 868. Они представляют собой первичные территориальные звенья в таксономии экономического районирования. В их основе – начальные специализированные территориально-производственные комплексы [27, с. 284]. Традиционно исторически первыми возникли именно малые поселения, пока эффекты концентрации производства (локализации и урбанизации), центрального места и периферии не привели к укрупнению городов. Системы расселения населения – территориально целостные и функционально взаимосвязанные совокупности поселений. Системы характеризуются параметрами входящих в них поселений, составом и интенсивностью социально-экономических связей между ними. Интенсивность связей представляет собой основной критерий определения границ и уровня развития систем расселения.

Характерной чертой всех систем расселения является моноцентризм, т. е. наличие центра (города), вокруг которого формируется система расселения. Выделяют два основных класса систем расселения – локальные и региональные. Локальные системы – это первичные ячейки территориальной общности людей, сеть близкорасположенных населённых пунктов, объединённых тесными производственными и трудовыми взаимосвязями, системой обслуживания населения. Региональные системы населения – системы более высокого иерархического уровня, формирующиеся в масштабе отдельных субъектов Федерации. Совокупность региональных систем расселения образует систему расселения страны в целом. Системы расселения разных иерархических уровней позволяют предотвратить диспропорциональный рост крупных городов, более равномерно разместить население по территории, обеспечить согласованное развитие городских и сельских поселений. Основные задачи: обеспечить возможность создания сети опорных пунктов со значительными функциями повседневного и эпизодического обслуживания населения, стимулировать развитие многочисленных малых городов, посёлков городского и сельского типов, имеющих историческое значение, уникальные архитектурные памятники и другие достопримечательности [28, с. 108–109].

Малые города, посёлки играют роль центров сельскохозяйственных районов; вокруг них в пределах административных границ районов формируются малые поселения в виде деревень, хуторов, преимущественно с сельскохозяйственным трудом, заготовкой и первичной обработкой леса; охотничьим, рыболовным, заготовительным видами промыслов (заготовки даров природы в виде грибов, ягод, других полезных для человека видов растений, например различных видов трав, на чём основана отрасль здравоохранения фитотерапия и в какой-то мере гомеопатия, народное целительство). Сельскохозяйственные районы в масштабах региона формируют органы местного самоуправления – районные администрации для решения вопросов жизнеобеспечения, т. е. в границах района создаётся муниципальное образование с размещением его администрации в районном центре. Система тесно взаимосвязанных городских и сельских поселений различной величины и хозяйственного профиля, объединённых общей производственной инфраструктурой, единой сетью общественных центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения, – основное направление государственной политики расселения. В настоящее время концепция Единой системы расселения приобрела общегосударственный характер во многих странах мира, включая Россию, стала частью большой регулируемой системы городского и сельского расселения. Создание Единой системы расселения позволит оптимизировать расселение, улучшить условия жизнедеятельности людей. При её разработке необходимо учитывать специфику регионов, их рыночную специализацию, плотность населения на территории региона, существующую сеть поселений, менталитет основной национальности, проживающей на территории региона и его районов. На систему расселения оказывают большое влияние климатические условия, природные богатства, качество пахотных земель и др., в том числе формируемая система государственного и муниципального управления, общественного самоуправления.

По статистическим данным, на 01. 09. 2000 г. в России зарегистрировано 12 261 муниципальное образования, в т. ч. 591 – городских, 1 440 – районных, 136 – внутригородских, свыше 10 тыс. сельских и поселковых [30, с. 161].

В проходящем доработку Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривается три типа муниципальных образований: сельские поселения и города, районы, городские округа. У каждого типа оговорены полномочия. Это должно содействовать расширению сферы действия местного самоуправления, увеличению количества МуО (Российская газета. – 2003 г. – 23 сентября).

Малые города (с численностью населения до 100 тыс. чел.) составляют 85 % всех городов РФ, в них проживает порядка 40 млн жителей. По рыночной специализации 58 % этих городов выполняют агропромышленную функцию, 75 % – промышленную, 70 % – транспортную, 32 % – рекреационную, 21 % – специализируется на обслуживании крупных городов [30, с. 157].

В категорию малых городов включены специфичные города: 1) наукограды, статус которых присваивается Президентом РФ на срок до 25 лет с утверждением приоритетных направлений научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров (около 60 наукоградов); 2) закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), специализирующиеся на исполнении оборонных заказов (около 40 ЗАТО); 3) курортные города с рыночной специализацией на обслуживании приезжающих с целью оздоровления жителей других регионов, городов и сёл (примеры – г. Минеральные Воды, Геленджик, Адлер, Ишим и др.).

К основным проблемам малых городов можно отнести: недостаточную финансовую обеспеченность бюджетов муниципальных образований; слабую социальную инфраструктуру, включая меньшее обеспечение населения образовательными, медицинскими, коммунальными, культурными услугами; плохую транспортную инфраструктуру; меньшие возможности для занятости населения и др.

Для сельских поселений (сёл и деревень) характерны всё те же проблемы, только они носят более углубленный и затяжной характер.

Направления развития малых городов и сельских поселений определены общей региональной политикой и реально осуществляются. Среди этих направлений можно назвать создание филиалов промышленных, образовательных, медицинских учреждений с обеспечением квалифицированными специалистами с переездом их (с достаточной мотивацией) в сельскую местность. Распространяется практика целевой подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля, инфраструктурных отраслей (учителей школ, врачей) по направлениям сельскохозяйственных организаций (ОАО, ООО, кооперативов) и администраций МуО. Из региональных бюджетов осуществляется финансирование программ газификации малых городов, сёл; постройки и ремонта дорог, мостов; обеспечение надёжными средствами коммуникации (радиосвязь, телефонная связь, телетрансляционные узлы, печатные СМИ). Региональной политикой предусматривается создание новых рабочих мест в сельской местности, малых городах, подключение их к общерегиональным программам (реформа ЖКХ, программа «Дети России», «Жильё» и др.). Общим направлением в рамках федерального правительства можно считать поддержку аграрного сектора и сельхозпроизводителей с выдачей льготных кредитов для сезонных сельхозработ, осуществление лизинга сельскохозяйственной техники, закупку по фиксированным ценам сельскохозяйственной продукции в форме государственного, регионального, муниципального (крупных городов) заказов и др.