logo search
экономика к экзамену каапец

Антициклическое регулирование экономики. Кейнсианская теория антициклического регулирования, её преимущества и недостатки

До Второй мировой войны, а во многих странах до середины 50-х гг. воздействие государства на состояние хозяйственной конъюнктуры осуществлялось спорадически, от случая к случаю и диктовалось обычно чрезвычайными обстоятельства, т.е. свершившимися фактами негативного характера. В первой половине 50-х гг. такое воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в  а н т и ц и к л и ч е с к о е     р е г у л и р о в  а н и е,  которое западными учеными и политиками обычно именуется  « к о н ъ ю н к т у р н а я         п о л и т и к а » .  Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.

Антициклическая политика в целом направлена к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному.

1.   Кейнсианское направление ориентируется на регулирование совокупного спроса. Сторонники этой политики уделяют большое внимание бюджету (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налогам (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

2.   Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монеторийские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования.

В целом антициклическое регулирование – комплекс государственных мер воздействия на экономический цикл с целью сглаживания хозяйственной коньюктуры. Основные цели этих мероприятий – обеспечение полной занятости и снижение темпов инфляции.

Так в фазе кризиса и спада все мероприятия государства должны быть направлены на поддержание и стимулирование деловой активности; в фазе подъема и бума государство проводит политику сдерживания с целью предотвращения "перегрева" экономики.

Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс

мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный

момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное

воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового

цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В

результате государственного воздействия возможно даже выпадение

некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой»

теории. Главной целью государства при этом является достижение

стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не

галопирующего темпа экономического роста.

Она получила распространение в 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.Кейнс выдвинул теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Дж.Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

Заслуга Дж.Кейнса состоит в том, что он разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он предложил способы корректировки рыночного механизма с помощью государственного макроэкономического регулирования. Он ввел в арсенал экономической науки новые методологические подходы: обосновал роль мультипликационного эффекта, кредитной политики,

При этом Дж.Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая денежно- кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и прямое создание государством рабочих мест.

Модель государственного регулирования, предложенная Дж.Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.