logo
экономика к экзамену каапец

Международная торговля и её особенности в современных условиях. Выигрыш от международной торговли и его распределение.

Международная торговля товарами является исторически

сложившейся формой международных экономических отноше_

ний. В настоящее время международная торговля представляет со_

бой обмен товарами и услугами между национальными хозяйства_

ми различных стран.

Международная торговля стала прирастать быстрыми темпами

с возникновением крупной фабрично_заводской промышленности

и машинного способа производства. В ее основе лежит междуна_

141

родное разделение труда (МРТ), т. е. специализация отдельных

стран на производстве определенных видов продукции, которыми

эти страны, вступая в кооперацию, обмениваются между собой.

Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVIXVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Международная торговля это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернацио­нализацией хозяйственной жизни и интенсификацией между­народного разделения труда в условиях научно-технической революции.

Внешняя торговля возникла в глубокой древности. В фор­мациях, основанных на натуральном хозяйстве, в международ­ный обмен поступала небольшая часть продуктов, главным об­разом предметы роскоши, пряности, некоторые виды мине­рального сырья.                   

Мощным стимулом развития международной торговли стал переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отно­шениям, а также создание национальных государств, установ­ление производственных связей как внутри стран, так и между ними.

Создание крупной промышленности позволило сделать ка­чественный скачок в развитии производительных сил в между­народной торговле. Это привело к увеличению масштабов про­изводства и улучшению транспортировки товаров, т.е. были созданы предпосылки для расширения хозяйственных и торго­вых связей между странами, а вместе с тем усилило необходи­мость расширения международной торговли. На современном этапе международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

 во-первых, образованием мирового рынка как одной из исторических предпосылок капиталистического способа производства;

во-вторых, неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах; продукция наиболее динамично развивающихся отраслей, которую невозможно реализовать на внугреннем рынке, вывозится за границу;

в-третьих, тенденцией, возникшей на нынешнем этапе развития  экономики к безграничному расширению размеров производства, тогда как емкость внутреннего рынка ограничена платежеспособным спросом населения. Поэтому производство неизбежно перерастает границы внутреннего спроса, и пред­приниматели каждой страны ведут упорную борьбу за внешние рынки.

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в рас­ширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.

В настоящее время одним из важнейших факторов повы­шения эффективности производства является включение государства в процесс международного разделения труда. Участие в нем и развитие внешнеэкономических связей способствуют росту эффективности производства прежде всего из-за разли­чий в издержках производства в отдельных странах. При этом также появляется возможность приобретать за границей те ви­ды сырья и продовольствия, стоимость которых на внешних рынках ниже, чем на внутренних.

Однако даже при равенстве затрат на изготовление продук­ции в разных странах международное разделение труда и обмен товарами необходимы для увеличения масштабов производства и оптимизации его размеров.

Международная специализация и кооперирование позволя­ют сосредоточить научные силы, квалифицированные кадры и материальные ресурсы в тех отраслях производства, в которых страна специализируется на мировом рынке. Это является ус­ловием повышения технического уровня производства, роста производительности труда и повышения качества продукции.

При этом создаются условия для использования передового зарубежного технического опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем прямой покупки лицензий, «ноу-хау» на изобретения, технологические процессы, новые изде­лия, а также для применения приобретенных за границей но­вейших машин и оборудования.

Особо следует отметить закупки лицензий на новую техно­логию за границей, к чему активно прибегают все промышлен-но развитые страны. Например, в Японии, ФРГ и Франции затраты на покупку таких лицензий в 2-3 раза превышают до­ходы от их продажи.

Обмен товарами между странами занимает особое место в международном разделении труда, основным побудительным мотивом которого являемся стремление к получению экономи­ческих выгод. Движущая сила международного разделения тру­да в условиях товарного производства — это закон стоимости, проявляющийся в различиях национальной и интернациональ­ной стоимости производства товаров.

Под влиянием научно-технической революции торговые связи между странами усложняются и обогащаются, все более перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля, хотя и продолжает занимать ведущее ме­сто, постепенно теряет свое значение.

Прогнозы и расчеты свидетельствуют о том, что междуна­родное разделение труда будет неуклонно углубляться и даль­ше, и на его основе опережающими темпами будут расти меж­дународный обмен товарами и услугами.

В перспективе производство экономически развитых стран все в большей степени будет ориентироваться на внешних про­изводителей, а внутренний спрос — на импорт. В развиваю­щихся странах предполагается сравнительно быстрое, по пре­имуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.

Выигрыш от торговли (gains from trade) — это экономический

эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество.

Выигрыш от торговли возникает в результате того, что страна в состоянии получить за свои товары больше необходимых ей иностранных товаров изза рубежа, нежели у себя на внутреннем рынке. Можно посмотреть на выигрыш от торговли с двух сторон: со стороны экономии затрат труда и со стороны увеличения потребления.