logo
экономика к экзамену каапец

Правило равенства мr (р) и мс, кривая предложения и издержки отдельной конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения отрасли в краткосрочном периоде.

Правило равенства предельного дохода и предельных издержек(MR=MC) означает: фирма будет максимизировать прибыль (или минимизировать убытки), если будет расширять производство продукции до той точки, где предельный доход равен предельным издержкам.

Для чисто конкурентного рынка правило максимизации прибыли имеет следующий вид: P=MR=MC. Цена равна предельному доходу и предельным издержкам, что представляет собой частный случай правила MR=MC. Точка оптимальной прибыли находится там, где кривые предельного дохода и предельных издержек пересекаются (см. рис. 4).

Цена продукта и поставленное его количество образуют кривую предложения

конкурентной фирмы. Кривая предложения является восходящей (чем выше цена -

–тем больше продукции выгодно поставить на рынок). В этом случае цена должна

быть равна 50 дол. (равной минимальной средним переменным издержкам) или

больше, прежде чем будет предложен какой-либо объем продукции. И так как

предельные издержки последующих единиц продукции увеличиваются, фирма должна

устанавливать соответственно более высокие цены, с тем чтобы ей было выгодно

производить эти дополнительные единицы продукции.

Рисунок 9 обобщает применение нами правила MR(P)=MC. Здесь мы нарисовали

соответствующие кривые издержек. Затем от вертикальной оси мы провели ряд линий

предельных доходов при нескольких различных возможных ценах, которые рынок мог

бы установить для фирмы. Критическими ценами являются Р2 и P3

. Случай закрытия напоминает нам, что при любой цене ниже Р2 — той

цены, которая равна минимуму средних переменных издержек, — фирме следует

закрыться и ничего не поставлять. Фактически, производя Q2 единиц

продукции по цене P2, фирма будет просто покрывать свои переменные

издержки, и ее убыток будет равен ее постоянным издержкам. Фирме,

следовательно, безразлично, закрываться или производить Q2 единиц

продукции. Но при любой цене ниже P2, такой, как P1,

фирма закроется, и ее предложение будет равно нулю.

Рис. 9. Кривая предложения и издержки фирмы в краткосрочном периоде.

Цена Р3 является стратегической, потому что это цена, при которой

фирма будет просто покрывать расходы, производя Q3 единицы

продукции, в соответствии с правилом MR(P)=MC. Здесь валовой доход будет только

покрывать валовые издержки (включающие нормальную прибыль). При любой другой

цене между P2 и P3 фирма будет минимизировать свои

убытки, производя до точки, в которой MR(P)=MC. При любой цене, превышающей P

3, фирма будет максимизировать свои прибыли, производя до точки, где

MR(P)=MC. Таким образом, при цене P5 фирма получит наибольшие

прибыли, поставляя Q5 единиц продукции. Суть вопроса заключается в

следующем. Каждая из различных точек пересечения, показанных на рисунке 9, в

которых MR(P)=MC, обозначает возможную цену продукта (на вертикальной оси) и

соответствующее количество продукции, которое фирма, стремящаяся к прибыли,

поставила бы при этой цене (на горизонтальной оси). Эти точки, по определению,

фиксируют положение кривой предложения конкурентной фирмы. Так как ничего не

было бы произведено при любой цене ниже минимума средних переменных издержек,

мы можем заключить, что отрезок кривой предельных издержек фирмы, который

лежит выше кривой ее средних переменных издержек, является кривой ее

предложения в краткосрочном периоде. На рисунке 9 отрезок кривой предельных

издержек начиная от точки с координатами Q2, P2, является

кривой предложения в краткосрочном периоде. Это и есть связь между издержками

производства и предложением в краткосрочном периоде. [5,c. 82]

Следует отметить, что изменения в таких факторах, как цены различных вводимых

ресурсов, или в технологии, приведут к перемещению кривой предельных

издержек, или предложения, в краткосрочном периоде в новое положение.

Например, рост заработной платы сместил бы кривую предложения вверх, что

привело бы к прекращению предложения. Также и научно-технический прогресс,

который повышает производительность труда, сместил бы кривую предельных

издержек, или предложения, вниз. Это означало бы рост предложения.