Государственное регулирование экономики: содержание, причины повышения его роли, субъекты, объекты и цели
Современная наука в качестве предмета государственного регулирования экономики рассматривает влияние государства на экономические процессы в стране.
Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
ГРЭ в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства.
Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.
Необходимость ГРЭ заключается в нарастании проблем социального, экономического, экологического, мирохозяйственного характера.
При обосновании необходимости государственного вмешательства в экономику, как правило, используют теорию фиаско рынка. Признавая преимущества рыночной экономики, экономическая наука вынуждена признать, что рыночная система не справляется с решением целого ряда проблем или решает их недостаточно эффективно.
Фиаско рынка – ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные «провалы». При этом каждый тип фиаско предполагает определённый тип государственного вмешательства.
Проявлениями рыночного фиаско являются:
Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов
Рынок не в состоянии отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда благ. В результате образуются положительные и отрицательные побочные эффекты или экстерналии. Эти эффекты затрагивают интересы третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющимися непосредственными участниками сделки.
Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность,
укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к
изменяющимся условиям.
От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих
конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть
достигнута.Сегодня цели ГРЭ в правительственных и партийных программах формулируются в виде многоугольника целей.
Наиболее распространён магический четырёхугольник целей. Это 4 взаимосвязанные цели, за реализацию которых отвечает государство. К этим целям относят:
1. Умеренный и постоянный экономический рост.
2. Нормальная занятость (уровень безработицы не более 5%).
3. Стабилизация цен.
4. Внешнее экономическое равновесие.
5-я цель- справедливое образование и распределение доходов и собственности
6-я цель – охрана и улучшение окружающей природной среды.
Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель.
«Дерево целей»:[5, 36]
1)Обеспечение экономической стабильности,выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний:
- регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;
- обеспечение экономического роста;
- поддержка устойчивости национальной валюты;
- обеспечение полной занятости;
- внешнеэкономическое равновесие.
2)Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства:
- обеспечение территориальной целостности;
- обеспечение правовой основы функционирования экономики;
- поддержка внутреннего порядка.
3)Обеспечение социальной стабильности:
- социальная обеспеченность различных слоев населения;
- предоставление социальных услуг;
- обеспеченность населения общественными благами.
4)Координация хозяйственной деятельности:
- обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства;
- разработка мотивационного механизма,системы поощрения и санкций.
5)Поддержка конкурентной среды:
- создание экономических, правовых условий, правил системы
конкурентных отношений, защита конкурентной среды;
- борьба против недобросовестной конкуренции;
- борьба с монополизмом;
- разработка стратегических и тактических мер развития пред-принимательской активности(финансовых,налоговых,таможенных и др.);
- поддержка мелкого среднего предпринимательства.
6)Управление государственным сектором в экономике:
- управление государственными предприятиями;
- управление государственной собственностью(разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями,государственными кредитными средствами). [20, 60].
Экономические функции государства
Каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими углами. Магическим многоугольник называю потому, что необходимо одновременно двигаться ко всем вершинам, а это задача крайне сложная.
Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, на которые они направлены, а также друг с другом.
К объектам ГРЭ относят сферы, отрасли, регионы, а также элементы ситуации, явления и условия социально – экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности или проблемы.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители
хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг
от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности
при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это
наемные работники и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники,
мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры и т.д. У каждой из
этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим
положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду
деятельности.
Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах
массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами,
пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и
социальную политику.
Методы и формы государственного регулирования экономики. Функции государства в смешанной экономике.
Методы государственного регулирования экономики
Делятся на административные и экономические
Административные средства базируются на силе государственной власти, авторитете правительства. Они не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны государства.
Административные методы основаны на использовании мер запрета, принуждения и разрешения.
Использование мер административного характера противоречит принципам рыночной экономики. Но есть такие сферы хозяйственной деятельности, нормальное функционирование которых невозможно без использования административных методов регулирования. К ним относят проблемы экологической безопасности, социальную сферу, охрану памятников истории и культуры, антимонопольную политику.
Административные методы приобретают преобладающий характер в условиях ЧС, проведения трансформации экономики, военных действий и т. д.
Экономические методы регулирования экономики являются приоритетными в условиях рынка. Их использование связано с экономическим стимулированием. К экономическим методам относят денежно-кредитные, бюджетно-налоговые инструменты, государственный сектор в экономике, государственное экономическое программирование.
Необходимость осуществления экономических функций предполагает наличие у государства определенного инструментария. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государственного вмешательства в экономическую жизнь общества, т. е. о способах государственного регулирования экономики. В условиях рынка государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.
Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.
Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру, создать для частного сектора - домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.
Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику.
Функции государства в смешанной экономике
Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:
Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности
Поддержание конкуренции на рынках
Перераспределение доходов
Перераспределение ресурсов
Стабилизация экономики страны
Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.
В ходе макроэкономического регулирования государство выполняет следующие экономические функции:
Разрабатывает и утверждает правовые основы экономики
Определяет приоритеты макроэкономического развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития.
Обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику.
Осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики
Дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность.
Решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.
- Экономика: сущность и функции. Производительные силы, экономические ресурсы и факторы производства. Источник богатства.
- Экономические отношения и экономические системы.
- Экономические законы и экономические категории.
- Этапы становления и развития экономической теории (меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм, неоклассицизм) и их краткая характеристика.
- Предмет экономической теории и её функции. Методы экономической теории.
- Собственность и её место в системе общественных отношений. Формы частной и общественной собственности, их преимущества, недостатки, противоречия.
- Разгосударствление и приватизация собственности: сущность, причины, цели, способы. Формы собственности в современной России.
- Рыночные категории. Благо и товар. Свойства товара. Теория предельной полезности.
- Рынок: сущность, функции, структура и место в системе экономических отношений.
- Преимущества и недостатки рынка. Условия перехода к рынку современной России.
- Цена: сущность, функции, структура.
- Рыночные законы. Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Эластичность.
- Индивидуальное предпринимательство и партнёрство, их преимущества и недостатки.
- Корпорация и акционерное общество: сущность, объективные основы формирования, преимущества и недостатки
- Классические и неоклассические теории издержек производства. Внешние и внутренние издержки.
- Виды издержек производства в краткосрочном периоде и их динамика. Закон убывающей отдачи.
- Выручка, валовой, средний и предельный доход фирмы. Теории, виды, функции и норма прибыли.
- Сопоставление tr и tc как один из принципов определения размеров производства, максимизирующего прибыль и минимизирующего убытки фирмы.
- Сопоставление mr и мс как второй принцип определения размеров производства, максимизирующего прибыль и минимизирующего убытки фирмы.
- Правило равенства мr (р) и мс, кривая предложения и издержки отдельной конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения отрасли в краткосрочном периоде.
- Равновесие совершенно конкурентной фирмы и отраслевое равновесие в долгосрочном периоде.
- Кривая предложения чисто конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков.
- Рыночная власть. Монополия и чистая монополия: сущность, причины образования, формы, последствия. Антимонопольная политика в России
- Олигополия, её модели и последствия. Равновесие Дж. Нэша.
- Рынок факторов производства: содержание, особенности и формы.
- Аграрные отношения, земельная рента, рынок земли и её цена. Аграрная политика в России.
- Распределение и доходы населения: сущность, источники, формы. Заработная плата.
- Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Социальная политика в России.
- Рынок рабочей силы (труда): содержание, особенности, механизмы. Эффект дохода и эффект замещения.
- Занятость населения и безработица: сущность, причины, формы, последствия. Политика занятости населения в России.
- Национальная экономика как целое. Общественное воспроизводство, его содержание, цели и результаты. Система национальных счетов.
- Ввп, его содержание, структура и методы измерения. Недостатки показателя ввп и чистое экономическое благосостояние.
- Совокупный спрос, совокупное предложение и их детерминанты
- Макроэкономическое равновесие и его изменения. Теории макроэкономического равновесия.
- Инвестиции: содержание, формы и факторы, определяющие их размеры. Мультипликатор инвестиций. Инвестиционная политика в России.
- Экономические циклы и кризисы: сущность, причины, последствия, виды. Особенности экономического кризиса в России 1990-х годов.
- Антициклическое регулирование экономики. Кейнсианская теория антициклического регулирования, её преимущества и недостатки
- Экономический рост и развитие: сущность, показатели, факторы, типы и последствия.
- Финансы: сущность, структура, системы. Госбюджет
- Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
- Кривая Лаффера
- Бюджетный дефицит, его причины и пути преодоления. Государственные займы и государственный долг.
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов.
- Деньги: сущность и функции. Закон денежного обращения и уравнение обмена. Исторические системы денежного обращения и денежные агрегаты.
- Рынок ссудных капиталов и денежный рынок.
- Банковская система, особенности её развития в современном мире и проблемы реформирования в России. Центральный банк и его функции.
- Кредитно-денежная политика государства: сущность, формы и методы. Денежный мультипликатор.
- Рынок ценных бумаг: сущность, функции, формы, участники. Государственное регулирование фондового рынка.
- Фондовая биржа. Котировка и курс ценных бумаг. Фондовые сделки.
- Инфляция и антиинфляционная политика государства
- Государственное регулирование экономики: содержание, причины повышения его роли, субъекты, объекты и цели
- Мировое хозяйство: сущность, этапы развития и структура.
- Международная торговля и её особенности в современных условиях. Выигрыш от международной торговли и его распределение.
- Международное движение капитала: сущность, цели, формы, последствия и особенности в современных условиях. Россия в международной системе движения капитала.
- 62. Международный валютный курс и его системы. Факторы и последствия изменения валютных курсов. Валютная политика в России.
- 63. Международная экономическая интеграция: сущность, цели, факторы, формы, последствия