Олигополия, её модели и последствия. Равновесие Дж. Нэша.
Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю).
Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.
Небольшое количество фирм в отрасли
Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий — характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.
Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.
Мы уже упоминали о коэффициенте объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса, служащем для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке. Данный коэффициент показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%.
Если объемная перекрестная эластичность спроса равна или близка к нулю (как это имеет место при совершенной конкуренции и при чистой монополии), то отдельный производитель может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия. И напротив, чем выше коэффициент эластичности, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. При олигополии Eq>0 , однако его точная величина зависит от специфики рассматриваемой отрасли и конкретных рыночных условий.
Однородность или дифференцированность продукта
Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным.
Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.
Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.
Степень влияния на рыночные цены
Степень влияния фирмы на рыночные цены, или ее монопольная власть высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии.
Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек (при совершенной конкуренции Р=МС), или
L=(P-MC)/P.
Количественное значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0
Барьеры
Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен.
При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.
Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки (min АТС) достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.
Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.
Основные модели олигополистического поведения
Специфика поведения олигополистов на рынке
Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист:
не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;
не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);
не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);
не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.
Модели кооперированной и некооперированной олигополии
Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение олигопольного рынка.
Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.
При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.
При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.
В качестве примера моделей некооперированной олигополии будут рассмотрены: модель Курно, модель Штакельберга, модель ломаной кривой спроса. Примером модели кооперированной олигополии служат: модель картеля и модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство). Модель теории игр будет рассмотрена в отдельном разделе и раскроет механизм стратегического выбора фирм между кооперированной и некооперированной олигополиями.
Равновесие Нэша (англ. Nash equilibrium) названо в честь Джона Форбса Нэша — так в теории игр называется тип решений игры двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив своё решение в одностороннем порядке, когда другие участники не меняют решения. Такая совокупность стратегий выбранных участниками и их выигрыши называются равновесием Нэша[1].
Концепция равновесия Нэша (РН) впервые использована не Нэшем; Антуан Огюст Курно показал, как найти то, что мы называем равновесием Нэша, в игре Курно. Соответственно, некоторые авторы называют его равновесием Нэша-Курно. Однако Нэш первым показал в своей диссертации по некооперативным играм в 1950-м году, что подобные равновесия должны существовать для всех конечных игр с любым числом игроков. До Нэша это было доказано только для игр с 2 участниками с нулевой суммой Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном (1
- Экономика: сущность и функции. Производительные силы, экономические ресурсы и факторы производства. Источник богатства.
- Экономические отношения и экономические системы.
- Экономические законы и экономические категории.
- Этапы становления и развития экономической теории (меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм, неоклассицизм) и их краткая характеристика.
- Предмет экономической теории и её функции. Методы экономической теории.
- Собственность и её место в системе общественных отношений. Формы частной и общественной собственности, их преимущества, недостатки, противоречия.
- Разгосударствление и приватизация собственности: сущность, причины, цели, способы. Формы собственности в современной России.
- Рыночные категории. Благо и товар. Свойства товара. Теория предельной полезности.
- Рынок: сущность, функции, структура и место в системе экономических отношений.
- Преимущества и недостатки рынка. Условия перехода к рынку современной России.
- Цена: сущность, функции, структура.
- Рыночные законы. Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Эластичность.
- Индивидуальное предпринимательство и партнёрство, их преимущества и недостатки.
- Корпорация и акционерное общество: сущность, объективные основы формирования, преимущества и недостатки
- Классические и неоклассические теории издержек производства. Внешние и внутренние издержки.
- Виды издержек производства в краткосрочном периоде и их динамика. Закон убывающей отдачи.
- Выручка, валовой, средний и предельный доход фирмы. Теории, виды, функции и норма прибыли.
- Сопоставление tr и tc как один из принципов определения размеров производства, максимизирующего прибыль и минимизирующего убытки фирмы.
- Сопоставление mr и мс как второй принцип определения размеров производства, максимизирующего прибыль и минимизирующего убытки фирмы.
- Правило равенства мr (р) и мс, кривая предложения и издержки отдельной конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения отрасли в краткосрочном периоде.
- Равновесие совершенно конкурентной фирмы и отраслевое равновесие в долгосрочном периоде.
- Кривая предложения чисто конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков.
- Рыночная власть. Монополия и чистая монополия: сущность, причины образования, формы, последствия. Антимонопольная политика в России
- Олигополия, её модели и последствия. Равновесие Дж. Нэша.
- Рынок факторов производства: содержание, особенности и формы.
- Аграрные отношения, земельная рента, рынок земли и её цена. Аграрная политика в России.
- Распределение и доходы населения: сущность, источники, формы. Заработная плата.
- Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Социальная политика в России.
- Рынок рабочей силы (труда): содержание, особенности, механизмы. Эффект дохода и эффект замещения.
- Занятость населения и безработица: сущность, причины, формы, последствия. Политика занятости населения в России.
- Национальная экономика как целое. Общественное воспроизводство, его содержание, цели и результаты. Система национальных счетов.
- Ввп, его содержание, структура и методы измерения. Недостатки показателя ввп и чистое экономическое благосостояние.
- Совокупный спрос, совокупное предложение и их детерминанты
- Макроэкономическое равновесие и его изменения. Теории макроэкономического равновесия.
- Инвестиции: содержание, формы и факторы, определяющие их размеры. Мультипликатор инвестиций. Инвестиционная политика в России.
- Экономические циклы и кризисы: сущность, причины, последствия, виды. Особенности экономического кризиса в России 1990-х годов.
- Антициклическое регулирование экономики. Кейнсианская теория антициклического регулирования, её преимущества и недостатки
- Экономический рост и развитие: сущность, показатели, факторы, типы и последствия.
- Финансы: сущность, структура, системы. Госбюджет
- Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
- Кривая Лаффера
- Бюджетный дефицит, его причины и пути преодоления. Государственные займы и государственный долг.
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов.
- Деньги: сущность и функции. Закон денежного обращения и уравнение обмена. Исторические системы денежного обращения и денежные агрегаты.
- Рынок ссудных капиталов и денежный рынок.
- Банковская система, особенности её развития в современном мире и проблемы реформирования в России. Центральный банк и его функции.
- Кредитно-денежная политика государства: сущность, формы и методы. Денежный мультипликатор.
- Рынок ценных бумаг: сущность, функции, формы, участники. Государственное регулирование фондового рынка.
- Фондовая биржа. Котировка и курс ценных бумаг. Фондовые сделки.
- Инфляция и антиинфляционная политика государства
- Государственное регулирование экономики: содержание, причины повышения его роли, субъекты, объекты и цели
- Мировое хозяйство: сущность, этапы развития и структура.
- Международная торговля и её особенности в современных условиях. Выигрыш от международной торговли и его распределение.
- Международное движение капитала: сущность, цели, формы, последствия и особенности в современных условиях. Россия в международной системе движения капитала.
- 62. Международный валютный курс и его системы. Факторы и последствия изменения валютных курсов. Валютная политика в России.
- 63. Международная экономическая интеграция: сущность, цели, факторы, формы, последствия