logo
экономика к экзамену каапец

Рыночная власть. Монополия и чистая монополия: сущность, причины образования, формы, последствия. Антимонопольная политика в России

Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска.

Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония. Эти понятия противоположны совершенной конкуренции.

Монополия означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области государства. В нашем случае монополия предполагает сосредоточение в руках одного производителя (продавца) всех сре дств вл ияния на ценообразование. При этом он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на максимальную прибыль. Когда продавцы назначают цену выше своих предельных издержек, говорят о наличии монопольной власти.

Монопольная власть определяется величиной, на которую цена превышает предельные издержки, и частично зависит от количества конкурирующих на рынке фирм. Монополии по их образованию можно классифицировать следующим образом:

Естественные монополии. Образуются в результате технологических особенностей производственного процесса, который требует определенного уровня концентрации производства. Существование естественных монополий объясняется "эффектом масштаба" производства, т. е. эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Естественные монополии — положительное явление для общества, хотя в силу монополистической природы их деятельность необходимо постоянно контролировать. К естественным монополиям относят предприятия, эксплуатирующие в основном уникальные природные ресурсы, продукт деятельности которых связан с общественным пользованием (электрические, газовые компании, водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы).

Агломераты. Образуются в результате объединения малых по объему и аналогичных по характеру производства предприятий.

Государственные монополии. Образуются вследствие того, что государство создает привилегированные условия для отдельных производств, защищая их от конкуренции (монополии на производство соли, разработку минеральных ресурсов и др.).

В случае возникновения монополии со стороны потребителя говорят о наличии монопсонии.

Монопсония предполагает наличие одного покупателя на рынке. Если покупатель может предложить цену, которая ниже предельной оценки товара, говорят о наличии монопсонной власти.

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

К отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение. Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории. Однако многие рыночные структуры по основным параметрам очень близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-либо другой рыночной модели.

К наиболее значимым характеристикам структуры рынка чистой монополии относятся следующие:

1. Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги. В условиях чистой монополии у фирмы нет прямых конкурентов, и поэтому коэффициент объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса, характеризующий взаимозависимость фирм на рынке, близок к нулю. Напомню, что данный коэффициент показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%.

Чем выше объемная перекрестная эластичность спроса, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. Если же она равна или близка к нулю, то отдельный производитель (как это имеет место при чистой монополии) может сам определять рыночные цены и игнорировать реакцию других фирм на свои действия.

2. Не существует близких товаров-заменителей. Товар, производимый монополией, является уникальным в том смысле, что не только не существует фирм, производящих аналогичный продукт, но и нет фирм, создающих близких (с точки зрения потребителей) аналогов. Это означает, что перекрестная ценовая эластичность спроса, показывающая степень количественного изменения объема продаж фирмы-монополиста i при изменении цены какой-либо другой фирмы j на 1%, также близка к нулю:

В условиях чистой монополии фирма обладает особой рыночной властью, позволяющей ей регулировать рыночные цены на свою продукцию, изменяя объемы продаж. Вместе с тем фирма не может назначать любые цены, поскольку ограничена платежеспособностью потребителей и действием закона спроса.

3. Отсутствие свободы входа на рынок.

Монополия может существовать лишь в условиях, когда проникновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными.

Среди наиболее важных барьеров входа в отрасль выделяют:

Естественный монополизм — основан на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Рис. 5.1 иллюстрирует ситуацию на рынке естественной монополии.

Рис. 5.1. Естественная монополия

При данной кривой рыночного спроса одна фирма может обеспечить объем в 10 ед. при средних издержках, равных 5 у.е. (совокупные издержки ТС=50 у.е.). Очевидно, что сосуществование в отрасли двух фирм увеличило бы совокупные издержки при том же объеме до ТС=2(6*5)=60 у.е.

Примером естественной монополии могут служить компании "Газпром", РАО ЕЭС. Даже если технически возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это неэффективно. Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной (рыночной) властью. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.

Одним из путей достижения

этой цели является слияние компаний.

Для расширения бизнеса существуют два пути: внутренний

и внешний. Когда предприятия расширяются изнутри, они строят

новые заводы, устанавливают дополнительное оборудование и на_

нимают еще служащих. Внешний путь расширения деятельности

предполагает слияние компаний.

Слияние компаний происходит, когда одна компания приобре_

тает акции другой. Вследствие слияния вторая компания либо

распускается, либо становится составной частью первой.

58

Слияние фирм происходит по нескольким причинам. Некото_

рые предприятия приобретают другие фирмы для расширения ас_

сортимента производства, снижая таким образом степень риска на

случай колебаний рыночной конъюнктуры. Другие стремятся к уве_

личению объема производства. Третьи же покупают акции маркетин_

говых и транспортных компаний для уменьшения собственных рас_

ходов. Некоторые корпорации видят в слиянии компаний способ

устранения бывших конкурентов. Слияние компаний может идти по

3 направлениям: горизонтальное, вертикальное или конгломеративное.

Горизонтальное слияние. Это соединение двух или более ком_

паний, занятых в одной сфере производства. Примером может

служить слияние двух издательств или двух автомобильных заво_

дов в один концерн.

Вертикальное слияние. Это соединение двух или более компа_

ний, осуществляющих различные стадии одной технологической

цепочки, которая называется вертикальной интеграцией. Приме_

ром вертикального слияния может быть ситуация, при которой

автомобильная компания приобретает сталелитейный завод для

производства собственной стали, необходимой для изготовления

автомобилей.

Конгломеративное слияние. Конгломерат совмещает в одной

финансово_управленческой структуре несколько видов произ_

водства, совершенно не связанных между собой. Примером кон_

гломерата является слияние фирмы, производящей сигареты с фир_

мой, специализирующейся на производстве корма для собак.

Государственное регулирование: антимонопольное законода%

тельство. Система свободного предпринимательства основывает_

ся на убеждении, что конкуренция наилучшим образом служит

интересам всех членов общества. Когда предприниматели заклю_

чают между собой соглашения о назначении цен или разделе

рынков, потребители только проигрывают от такой конкуренции.

В результате цены искусственно завышаются, и потребители вы_

нуждены платить больше за те же товары. Это наносит вред эко_

номике в целом, так как уровень цен на товары и услуги опреде_

ляет предложение и наиболее эффективный способ производства.

По этой причине федеральное правительство принимает анти_

монопольное законодательство, призванное защитить конкурен_

цию. Тем не менее многие предприятия естественно стремятся

к максимальному росту и контролю над рынком, а если возмож_

но, то и над несколькими рынками.

Современная антимонопольная политика государства прежде

всего направлена на использование преимуществ естественной

монополии под контролем государства и общества и недопуще_

ние или ограничение искусственной монополии. В этих целях

принимаются меры против чрезмерной концентрации экономи_

ческой мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотребле_

ний. Одновременно стимулируется свободная и честная кон_

куренция в экономике. В случае выявления монополизма к

предприятию могут применяться меры демонополизации: денеж_

ные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продук_

ции через продажу ее в комплекте, а то и самое суровое — разу_

крупнение компании, т. е. ее раздел на несколько фирм.

Принципы антимонопольной политики.

В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;

2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;

3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты.

Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.