logo
экономика к экзамену каапец

Рыночные категории. Благо и товар. Свойства товара. Теория предельной полезности.

Показатели, характеризующие спрос и его  развитие на рынке потребительских товаров соответствуют основным характеристикам любой рыночной категории натурально-вещественной, стоимостной, временной и пространственной.

I. Вещественная направленность спроса может быть характеризована с помощью следующих показателей:

- баланс денежных доходов и расходов населения;

- структура денежных расходов населения;

- общий объем потребления конкретного товара;

- среднегодовой объем потребления товара;

- степень соответствия душевого потребления рекомендуемым нормам потребления;

II.  Рыночный спрос характеризуют:

- общий объем покупательных фондов населения;

- объем розничного товарооборота в тыс. руб. по территории за определенный период;

- степень удовлетворения товарооборотом  покупательных фондов (в %);

- структура розничного товарооборота по товарным группам;

- объем и структура неудовлетворенного  спроса по товарным группам;

-структура товарооборота по формам обслуживания;

- среднедушевой оборот по потребительским товарам по РФ за изучаемый период;

III.  Развитие спроса во времени отражают:

- темпы изменения  объема товарооборота в % к предыдущему и базисному периодам в целом и по структуре  в действующих ценах;

- величины абсолютных отклонений объемов спроса за изучаемый период;

- индексы сезонных колебаний спроса;

-  индексы структурных сдвигов в товарообороте.

IV.  Территориальные различия

- территориальные индексы общего оборота по потребительским товарам;

- территориальные индексы оборота  по отдельным группам;

- размер отклонений территориального объема спроса от среднероссийского, территориальных;

- отклонение среднедушевых показателей по товарообороту от среднероссийских

Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага.

Благо

Долгое время в экономической жизни людей господствовало

натуральное производство, при котором каждая хозяйственная

32

единица (например, семья) вела изолированное от других хозяй_

ство, производя для себя весь набор необходимых продуктов.

По мере развития производительных сил и общественного разде_

ления труда это неэффективное производство вытеснялось все бо_

лее производительным товарным хозяйством. Товарное произ_

водство — это производство продукции не для собственного

потребления, а для обмена, на продажу. Продукт такого производства

называется товаром.

Товар — это вещь, которая создана трудом, предназначена для

обмена и обладает общественной ценностью.

Товар является основной категорией рынка.

Существуют различные классификации товаров по следую_

щим признакам:

1) по характеру спроса на товар:

а) повседневного спроса;

б) предварительного спроса;

в) особого спроса;

г) пассивного спроса;

2) по характеру потребления товара:

а) товары индивидуального потребления;

б) товары производственного потребления;

3) по длительности использования:

а) товары кратковременного пользования;

б) товары длительного пользования.

Существуют две теории, анализирующие свойства товара.

1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно дан_

ной теории у товара имеются четыре свойства:

1) потребительная стоимость — это полезность товара, его

практическое назначение, способность удовлетворять ту или

иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств то_

вара);

2) стоимость — это то, во что обходятся производство товара

и его реализация (т. е. овеществленный в товаре обществен_

ный труд);

3) меновая стоимость — это количественное соотношение

в котором один товар обменивается на другой;

4) цена — это денежное выражение меновой (рыночной) стои_

мости товара.

33

Свойства товара определены двойственным характером труда:

1) конкретный труд — это труд, затрачиваемый в определен_

ной форме;

2) абстрактный труд — это труд вообще независимо от кон_

кретной формы.

2. Маржиналистская теория предельной полезности. Соглас_

но данной теории товар имеет два свойства:

1) полезность — выгода, получаемая или ожидаемая от товара;

2) ценность — индивидуальная или массовая оценка степени

полезности товара для удовлетворения различных типов по_

требностей человека, фирмы или страны в целом. Ценность

товара определяется:

а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг по_

требностей, удовлетворяемых товаром;

б) значимостью для потребителей этих потребностей;

в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем

больше запасы товара, тем ниже полезность и, следова_

тельно, ценность каждой следующей единицы товара.

Но помимо марксистской и маржиналистской экономических

школ, появились и новые, например, институциализм и теория об_

щественного выбора. Институционализм — направление в по_

литэкономии, согласно которому экономическая жизнь и эконо_

мические категории имеют институциональный характер. Метод

институционализма основывается на изучении людей, институ_

тов управления и права, общества. Субъектом исследований яв_

ляется «человек экономический».

Теория общественного выбора _ раздел экономической науки,

изучающий закономерности выбора путей деятельности прави_

тельства в области экономики и то, каким образом происходит

данный выбор под давлением демократической системы. Теория

общественного выбора отталкивается от базовой идеи о том, что

человек в любой области своей деятельности стремится максими_

зировать результат в своих собственных интересах.

Предельная полезность — это полезность последней из куплен_

ных единиц товара.

Общая полезность — это сумма полезностей отдельных единиц.

Закон убывающей предельной полезности заключается в сни_

жении предельной полезности по мере приобретения каждой по_

следующей единицы товара.

Поведение потребителя на рынке — благоразумное, так как

имеется главный ограничитель — размер его дохода.

34

Благоразумность поведения потребителя означает:

1) максимизацию полезности при ограниченном доходе;

2) наиболее эффективное использование средств;

3) такое распределение денежных средств при определенном

уровне доходов и ценах, чтобы получить максимум полезности.

Степень полезности — это категория субъективная, которая не

поддается точному количественному измерению.

В экономической теории известны два подхода к оценке по_

лезности товара. Кардиналистский (количественный) подход пы_

тается измерить полезность в условных единицах (подобно весу,

длине и т. д.), которые называются «ютили».

Предполагается, что для измерения полезности каждый по_

требитель имеет в своей голове некий измеритель полезности

(«пользометр»), который позволяет измерить, насколько потре_

битель удовлетворен использованием товара.

Реально же у каждого потребителя существует шкала индиви_

дуальных предпочтений, позволяющая упорядочить набор това_

ров с точки зрения возрастания их полезности.

Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении пре_

дельных полезностей имели мало успеха.

В теории предельной полезности ХХ в. преобладающим стал

ординалистский подход, основоположником которого является

итальянский экономист В. Парето.

Главная идея теории — упорядочение различных наборов това_

ров с точки зрения их предпочтительности.

Для этого подхода характерны следующие признаки:

1) упорядоченность предпочтений, т. е. предпочтения потре_

бителя уже сформировались, и потребитель способен срав_

нить наборы товаров;

2) транзитивность предпочтений, т. е. все предпочтения со_

гласованы;

3) аксиома ненасыщения, т. е. полное насыщение потребите_

ля невозможно;

4) аксиома независимости потребителя, т. е. потребители от_

дают предпочтение наборам товаров независимо друг от друга.

Общественная оценка полезности экономических благ происхо_

дит на рынке при помощи цены, когда осуществляется процесс об_

мена товарами на основе спроса и предложения. Четко представляя

себе полезность каждой приобретаемой единицы того или иного

товара, потребитель встречает на рынке товары, каждый из кото_

рых имеет свою цену, выраженную в денежных единицах (руб_

35

лях). Если бы цены на все товары были одинаковы, то потреби_

тель старался приобрести товар, обладающий наибольшей пре_

дельной полезностью. Но цены на товары и услуги различны.

Поэтому потребитель должен соизмерить удовлетворение от

товара со своими расходами на его приобретение. Эти расходы за_

висят от цены, поэтому приходится определять предельную по_

лезность в расчете на рубль затрат.

Если отношения между предельными полезностями приобре_

таемых товаров равны отношениям между их ценами, то потреби_

тель находится в состоянии равновесия.

Это правило называется правилом максимизации полезности.__

Товар и его свойства

Существуют различные понятия естественного товара. В марксистской теории товар рассматривался как полезный человеку продукт тр. Предназначенный для продажи. Из этого следует, что товаром является, то что удовлетворяет какую-либо потребность человека. Товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность. Товаром является то, что апробировано трудом. Товаром является то, что предназначено для продажи.

В Австрийской экономической школе (К. Менгер) товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Экономические блага – те которые являются обменом или результатом экономической деятельности. Общее: товар рассматривается как результат труда. Товар может носить как материальный, так и нематериальный характер. Товар обладает свойствами:

-способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность

-способностью обмениваться на другие товары

Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью.

Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.