Бюджетный дефицит, его причины и пути преодоления. Государственные займы и государственный долг.
Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация — это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.
Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть разным:
-дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
-дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
-дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
Основные причины бюджетного дефицита отдельных стран можно объединить в три группы.
1.Необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно.
2. Результат чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.
3. Кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем экономические процессы.
Причин бюджетного дефицита может быть много:
- спад общественного производства;
- рост предельных издержек общественного производства;
- массовый выпуск «пустых» денег;
- излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
- возросшие затраты на финансирование ВПК;
- оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.
Возможными причинами бюджетного дефицита являются и огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, не поддающееся общественному учету. Но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата. Возрастание бюджетных расходов не компенсируется величиной налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.
Дефицит бюджета может покрываться двумя способами:
1)инфляционным — печатанием необеспеченных денег, что порождает инфляцию. Как показывает практика развивающихся стран (Бразилия и др.), инфляция до 30 % в год может способствовать экономическому росту, стимулирует активность покупателей на внутреннем рынке. Однако, возможности и пределы такого стимулирования ограничены структурой экономики и участием страны в международном разделении труда. Если страна специализируется на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение, тяжелое машиностроение и др.), то создание такой продукции может быть экономически эффективным при более низкой инфляции;
2)безинфляционным — за счет выпуска и размещения на внутреннем и внешних рынках долговых и конвертируемых ценных бумаг. Этот способ содействует сдерживанию инфляции, но имеет отрицательное следствие, состоящее в том, что временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств. При внешнем заимствовании доход получают внешние кредиторы, а бремя по обслуживанию долга несут как предприятия, так и население. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов. К первым относятся:
а) кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ; б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Ко вторым относятся:
а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:
а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
6) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
в) кредиты, полученные от кредитных организаций. Внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в форме:
а) муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, или
б) кредитов, полученных от кредитных организаций.
Государственные займы - это кредитные отношения между государством и физическими или юридическими лицами, в результате которых государство получает определенную сумму денежных средств на установленный срок за оговоренную плату. По праву эмиссии займы делятся на займы, выпускаемые центральным правительством, и займы, выпускаемые местными органами управления. Причем более 2/3 приходится на займы центрального правительства.
По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренний заем выпускается в национальной валюте и размещается внутри страны. Внешний заем заключается на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте.
Государственный займ - форма государственного кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика).
Государственные займ - способ получения государственных доходов, который одновременно приводит к образованию государственного долга.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
дополнительные поступления от налогов;
экономия средств от сокращения расходов;
эмиссия денег;
привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.
Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.
Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:
кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных ценных бумаг;
договоров о предоставлении государственных гарантий;
переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.
Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).
Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.
- Экономика: сущность и функции. Производительные силы, экономические ресурсы и факторы производства. Источник богатства.
- Экономические отношения и экономические системы.
- Экономические законы и экономические категории.
- Этапы становления и развития экономической теории (меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, марксизм, неоклассицизм) и их краткая характеристика.
- Предмет экономической теории и её функции. Методы экономической теории.
- Собственность и её место в системе общественных отношений. Формы частной и общественной собственности, их преимущества, недостатки, противоречия.
- Разгосударствление и приватизация собственности: сущность, причины, цели, способы. Формы собственности в современной России.
- Рыночные категории. Благо и товар. Свойства товара. Теория предельной полезности.
- Рынок: сущность, функции, структура и место в системе экономических отношений.
- Преимущества и недостатки рынка. Условия перехода к рынку современной России.
- Цена: сущность, функции, структура.
- Рыночные законы. Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Эластичность.
- Индивидуальное предпринимательство и партнёрство, их преимущества и недостатки.
- Корпорация и акционерное общество: сущность, объективные основы формирования, преимущества и недостатки
- Классические и неоклассические теории издержек производства. Внешние и внутренние издержки.
- Виды издержек производства в краткосрочном периоде и их динамика. Закон убывающей отдачи.
- Выручка, валовой, средний и предельный доход фирмы. Теории, виды, функции и норма прибыли.
- Сопоставление tr и tc как один из принципов определения размеров производства, максимизирующего прибыль и минимизирующего убытки фирмы.
- Сопоставление mr и мс как второй принцип определения размеров производства, максимизирующего прибыль и минимизирующего убытки фирмы.
- Правило равенства мr (р) и мс, кривая предложения и издержки отдельной конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения отрасли в краткосрочном периоде.
- Равновесие совершенно конкурентной фирмы и отраслевое равновесие в долгосрочном периоде.
- Кривая предложения чисто конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков.
- Рыночная власть. Монополия и чистая монополия: сущность, причины образования, формы, последствия. Антимонопольная политика в России
- Олигополия, её модели и последствия. Равновесие Дж. Нэша.
- Рынок факторов производства: содержание, особенности и формы.
- Аграрные отношения, земельная рента, рынок земли и её цена. Аграрная политика в России.
- Распределение и доходы населения: сущность, источники, формы. Заработная плата.
- Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Социальная политика в России.
- Рынок рабочей силы (труда): содержание, особенности, механизмы. Эффект дохода и эффект замещения.
- Занятость населения и безработица: сущность, причины, формы, последствия. Политика занятости населения в России.
- Национальная экономика как целое. Общественное воспроизводство, его содержание, цели и результаты. Система национальных счетов.
- Ввп, его содержание, структура и методы измерения. Недостатки показателя ввп и чистое экономическое благосостояние.
- Совокупный спрос, совокупное предложение и их детерминанты
- Макроэкономическое равновесие и его изменения. Теории макроэкономического равновесия.
- Инвестиции: содержание, формы и факторы, определяющие их размеры. Мультипликатор инвестиций. Инвестиционная политика в России.
- Экономические циклы и кризисы: сущность, причины, последствия, виды. Особенности экономического кризиса в России 1990-х годов.
- Антициклическое регулирование экономики. Кейнсианская теория антициклического регулирования, её преимущества и недостатки
- Экономический рост и развитие: сущность, показатели, факторы, типы и последствия.
- Финансы: сущность, структура, системы. Госбюджет
- Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
- Кривая Лаффера
- Бюджетный дефицит, его причины и пути преодоления. Государственные займы и государственный долг.
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных расходов.
- Деньги: сущность и функции. Закон денежного обращения и уравнение обмена. Исторические системы денежного обращения и денежные агрегаты.
- Рынок ссудных капиталов и денежный рынок.
- Банковская система, особенности её развития в современном мире и проблемы реформирования в России. Центральный банк и его функции.
- Кредитно-денежная политика государства: сущность, формы и методы. Денежный мультипликатор.
- Рынок ценных бумаг: сущность, функции, формы, участники. Государственное регулирование фондового рынка.
- Фондовая биржа. Котировка и курс ценных бумаг. Фондовые сделки.
- Инфляция и антиинфляционная политика государства
- Государственное регулирование экономики: содержание, причины повышения его роли, субъекты, объекты и цели
- Мировое хозяйство: сущность, этапы развития и структура.
- Международная торговля и её особенности в современных условиях. Выигрыш от международной торговли и его распределение.
- Международное движение капитала: сущность, цели, формы, последствия и особенности в современных условиях. Россия в международной системе движения капитала.
- 62. Международный валютный курс и его системы. Факторы и последствия изменения валютных курсов. Валютная политика в России.
- 63. Международная экономическая интеграция: сущность, цели, факторы, формы, последствия