logo search
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (1)

Экономическая мысль древней азии.

. ВАВИЛОН.

Экономическое восприятие мира наиболее ярко выражено в так называемых Законах Хамурапи (Хамурапи - шестой царь I Вавилонской династии -1792‑1750 гг. до н.э.). В Законах отражены следующие вопросы:

защита права собственности;

правила аренды;

правила ростовщичества;

организация найма рабочей силы и ее оплаты.

Основной упор сделан на защиту прав собственности (прежде всего собственности дворца и храма, вавилонских граждан и воинов - законы запрещали продажу их собственности). Ограничивается произвол ростовщиков (регламентируется величина ссудного процента: в денежной форме – 20 %, в натуральной форме - 331/3 %; ограничивается долговое рабство - 3 года и т.п.).

ХЕТТСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

Свод хеттских законов (XVI в. до н.э.) отличает более подробная разработка экономических вопросов по сравнению с законами Хаммурапи, что объясняется прежде всего значительно более высоким уровнем разделения труда. Повинности детально регламентированы, тщательно и подробно проработаны штрафы за нарушение законов. Отмечается попытка фиксации цен.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

КОНФУЦИЙ (Кун‑цзы, 551‑479 гг. до н.э.). Учение изложено в форме бесед. Беседы, записанные его учениками, составили сборник “Беседы и суждения”.

Конфуций защищал интересы родовой знати. Предлагал использовать традиционные отношения внутри семейной общины (старшие-младшие, старшие братья-младшие братья, отец‑сын) для обеспечения устойчивости общества. В центре конфуцианской концепции - учение о совершенном человеке, одна из основных черт которого - уважение к старшим. Конфуций рассматривал государство как большую семью, а правителя - как “отца народа”. Основа управления - моральное совершенствование человека. Идеальный правитель должен “соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях”. Правители должны сделать народ богатым, а затем уже его воспитывать.

Социально-экономическая программа Конфуция. Власти должны обеспечивать равномерное распределение богатства (в соответствии с существующей иерархией), обеспечивать социальный мир в отношениях между верхами и низами. Недовольство низов можно предотвратить путем государственной регламентации производства, облегчения налогового бремени. Источник богатства - труд. Чрезмерное накопление богатства осуждалось.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КОНФУЦИЯ:

МЫН-ЦЗЫ (Учитель Мэн, 372‑289 гг. до н.э.).

Люди делятся на две категории: занятые умственным трудов (управляющие) и занятые физическим трудом (управляемые). Последние содержат первых. Это деление естественно и вечно.

Условием процветания государства является правильное управление, причем государство должно активно вмешиваться в экономику (в первую очередь, это относится к поземельным отношениям).

СЮНЬ-ЦЗЫ (313‑238 гг. до н.э.).

Экономическая политика государства должна основываться на трех принципах:

экономия в расходах;

обеспечение достатка народу;

необходимость сохранять излишки.

Экономию должно обеспечивать соблюдение ритуалов, соответствующих социальному рангу человека. Крестьяне должны жить экономно, согласно установленному государством сословному этикету. Тогда в стране появятся излишки. Следовательно, потребности должны удовлетворяться не вообще, а на том уровне, который соответствует социальному рангу человека. Государство должно регламентировать не только производство и распределение продукта, но и его потребление. Регулирование потребления рассматривается как стабилизирующий фактор экономики.

ТРАКТАТ “ГУАНЬ-ЦЗЫ” (III-IV вв. до н.э., эпоха царства Ци). Сборник научных трудов, написанный учеными академии «Дворца наук у западных ворот».

Существующие классы - естественное явление. Изменения в общественной жизни объясняются сменой урожайных и неурожайных лет. Обмен должен вестись на эквивалентной основе.

Большое внимание уделяется проблемам денежного обращения. “Золото является той мерой, в которой исчисляются ресурсы государства”. Обращают на себя внимание первые попытки обоснования дополнительной эмиссии денежных знаков. Предлагалось применять для стабилизации экономики нормируемую эмиссию денежных знаков. Например, государство, зная об избытке хлеба (сверх нормы потребления) в плодородных районах, устанавливает норму выпуска денег, с помощью чего происходит закупка излишков зерна. Спрос на хлеб со стороны государства ведет к росту хлебных цен. Зная о недостатке хлеба в горных районах, государство предоставляет населению денежные кредиты для закупки подорожавшего хлеба. В результате государство концентрирует в своих руках огромные денежные ресурсы. В этих условиях “деньги будут дороги, а вещи - дешевы”, и государство может повторить свой маневр.

В трактате содержится важнейший для развития экономической мысли вывод о противоположном движении цены товаров и денег.