logo
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (1)

Неолиберализм

Либерализм – политическое и идеологическое течение, представители которого отстаивают свободу предпринимательства, необходимость ограничения вмешательства государства в хозяйственную жизнь.

Неолиберализм сформировался в конце 20-х-начале 30-х гг. в период кризиса философии свободного предпринимательства, то есть практически одновременно с кейнсианством. Он занимает промежуточное положение между неоклассическим направлением и кейнсианством. Представители данного направления разрабатывают варианты регулируемой экономики, но с бóльшим, чем в кейнсианстве акцентом на поддержание естественного рыночного механизма.

Предметом изучения является проблема государственного регулирования экономики. Центральная идея – условия для свободной конкуренции создаются не вопреки, а благодаря вмешательству государства в экономику. Вмешательство государства в экономику – более пассивное, чем предлагал Кейнс, оно направлено на поддержание условий свободной конкуренции, обеспечение выполнения всеми хозяйствующими субъектами ее правил.

Основные постулаты неолиберализма:

Основные направления неолиберализма:

ОРДОЛИБЕРАЛИЗМ

Основы философии неолиберальной школы были разработаны А.Рюстовым и В.Репке. Экономическая теория ордолиберализма разработана В.Ойкеном («Основания национальной экономики» (1947).

Центральный элемент концепции «школы Ойкена» - учение об идеальных типах хозяйства. Экономика различных стран состоит из одних и тех же элементов (деньги, цены, труд, прибыль и т.д.). Причина различий, существующих между национальными экономиками – различные способы управления. Два полюсных типа хозяйства (идеальные) – свободное рыночное хозяйство («меновая экономика») и центрально-управляемое хозяйство. Реальные типы хозяйства тяготеют к тем или иным идеальным, то есть в типе комбинации основных экономических элементов преобладают те или иные принципы. Причина этого в национально-региональных особенностях страны (традициях, уровне культуры, национальной психологии). Таким образом, тип хозяйства зависит от выбора самого народа. Чем цивилизованнее народ, тем более децентрализованную экономику он выбирает. Центрально-управляемое хозяйство, однако, имеет более глубокие корни. Поэтому государство должно правильно ориентировать народ, помочь ему в создании соответствующих социальных институтов (например, создать рынок, если его нет). После этого государство должно лишь следить за соблюдением основных правил рыночного хозяйства. Описание этой модели дается на примере игры в футбол, где поле – аналог экономики, игроки – рыночные агенты, а государство выполняет функции арбитра, которых сам в игре не участвует.

СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ

Монетаризм - наиболее влиятельное течение в современной экономической науке, Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения.

В основе монетаризма лежит ряд теоретических и методологических предпосылок: количественная теория денег, относительной цены А.Маршалла, теория рыночного равновесия Л.Вальраса, краткосрочный вариант концепции кривых Филлипса, кейнсианские модели «инвестиции — сбережения — труд — деньги», неопозитивизм как основа методологии исследования экономических процессов.

В конце 60-х годов МИЛТОН ФРИДМЕН реформировал количественную теорию денег. Её основная идея состоит в признании непосредственного влияния изменений денежной массы на уровень цен. По мнению Фридмена, "деньги имеют значение для динамики цен", и, что важно, "именно количество денег, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредитов".

Ключевое положение монетаризма - деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быстром росте денежной массы также быстро растёт номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние, как на уровень цен, так и на объём производства (в рамках ограниченного периода). Основываясь на положении об исключительной роли денег и утверждая, что рыночное хозяйство представляет собой стабильную саморегулирующуюся систему, монетаристы выстраивают свою модель экономического цикла, в которой определяющую роль играют изменения денежной массы.

Важнейшей детерминантой спроса на деньги в этой схеме считается величина номинального дохода, зависящая в свою очередь от спроса и предложения денег. Предполагается, что величина предложения денег определяется за рамками модели (экзогенно). Количество денег полно и мгновенно приспосабливается к требуемому. Посредством изменения денежной массы можно добиться желаемого изменения номинального дохода. Изменение номинального количества денег, устанавливаемого Федеральной резервной системой оказывает значительный эффект на объём производства и занятость в краткосрочном периоде, а на цены — в долгосрочном.

Выделяются четыре основные группировки в рамках монетаристской концепции:

Основные положения монетаристов по проблеме занятости:

  1. Существует естественный уровень безработицы, который превышает безработицу по условиям полной занятости.

  2. При естественном уровне безработицы достигается длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке труда. Тем инфляции при этом может быть любым.

  3. В долгосрочном периоде никакое воздействие государства не может уменьшить естественный уровень безработицы.

  4. В краткосрочном периоде государство может снизить безработицу за счет мер по повышению. Темпов инфляции по сравнению с ожидаемыми.

  5. Государство не должно вмешиваться в процесс, идущие на рынке труда, если безработица не превышает естественный уровень. В противном случае начинается стагфляция, характеризующаяся одновременным ростом инфляции и безработицы. Попытки государства добиться полной занятости могут дать эффект лишь в краткосрочном периоде. Внутренний механизм рынка сам приводит уровень безработицы к естественному (однако в результате вмешательства государства, это произойдет при более высоком уровне инфляции).

Монетаристы ввели понятие «ожидаемый темп инфляции». Под ним понимается прогноз индивидуума относительно перспектив развития инфляции, основанный на предыдущем опыте.

Рекомендации монетаристов относительно государственной экономической политики. Величина денежного предложения – главный стимул деловой активности. В условиях кризиса это предложение необходимо увеличивать, а на стадии подъема – уменьшать. Так как между принятием хозяйственного решения и его результатом существует значительный лаг (до 18 месяцев), то решения, принятые на стадии подъема, могут дать результат на стадии кризиса, лишь усугубив критическое положение экономики. Государственное вмешательство должно ограничиваться денежной политикой. Устойчивость денежной единицы автоматически приведет систему в состояние равновесия. Независимо от состояния конъюнктуры денежная масса должна расти устойчивыми темпами (3-4% в год).