logo
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (1)

Экономические концепции второй половины XIX ‑ начала XX вв.

Общим для всех концепций данного периода является идеализация свободной конкуренции, вера в саморегулирование рынка, принцип невмешательства государства в экономику. Цель – исследование оптимального режима хозяйствования, определение принципов равновесия хозяйственной системы. Объект исследования – поведение и субъективные мотивы «человека экономического», который всегда стремится максимизировать свою полезность (доход) и минимизировать усилия (затраты). Анализ хозяйственных явлений проводится на уровне отдельной хозяйственной единицы (хозяйствующего субъекта) Используются приемы маржинализма – научного течения, применяющего предельные величины, характеризующие эффект, получаемый от дополнительных единиц потребления или производственного фактора. Стоимость товара определяется полезностью его в оценке потребителя, то есть стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая отношение человека к предметам потребления.

Введен так называемый принцип рационального поведения индивидуума в рыночной экономике. Рациональными считаются действия, которые максимизируют выгоду, причем в соответствии с представлениями о ней самого человека. Сам экономический процесс представляет собой взаимодействие субъектов, действующих в целях оптимизации своего благосостояния. При этом в основу цены потребительских товаров кладутся представления индивидуумов о ценности того или иного блага. Так как мнение о ценности производственных благ у индивидуумов сложиться не может, то цена последних определяется через цену тех предметов потребления и услуг, которые произведены с их помощью.

Марджиналисты ввели в инструментарий экономической теории абстрактного «рационального субъекта» или анонимного господина Некто, который не совпадал с реальным участником экономического процесса и использовался только для построения экономической концепции.

Используется принцип редкости – в основу исследования кладется предположение о фиксированном на каждый данный момент объеме производства того или иного товара и о его ограниченном запасе. Вследствие этого цена товара полностью зависит от спроса, а спрос определяется субъективными мнениями потребителей. В современной экономической теории принцип редкости трансформировался в принцип ограниченности ресурсов.

Значение маржинализма для развития экономической теории:

  1. В экономическое исследование введен отдельный человек. Предметом исследования становится мотивация его экономического поведения.

  2. Разработан научный аппарат, позволяющий изучать условия рыночного равновесия. В научный оборот введен принцип редкости. Приемы исследования психологических мотивов экономического поведения положили начало так называемому анализу ожиданий.

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА (Субъективно-психологическая школа, Венская школа).

Австрийская школа основана на приемах робинзонады, субъективно-психологической оценке благ и исходит из принципа примата потребления, причем от производства представители этой школы чаще всего абстрагировались. Представители этой школы считали, что политэкономический анализ – идеологические нейтрален, должен представлять собой «чистую теорию». Термин «политическая экономия» был заменен термином «экономикс» (независимо друг от друга Джевонсом и Маршаллом). В центре исследования – проблема рационального распределения ресурсов, соотношение и взаимосвязь спроса и предложения, стоимости и потребительной стоимости, соотношения цен и платежеспособного спроса.

На современном этапе развития экономической теории усилился интерес к достижениям этой школы в связи с изучением закономерностей потребительского спроса, анализом предложения, исследованием рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

Теория предельной полезности разрабатывалась У.Джевонсом, К.Менгером, Л.Вальрасом. Основные выводы этой теории: стоимость нельзя сводить к затратам факторов (ни одного – труда, как в трудовой теории стоимости, ни нескольких – как в теориях факторов производства). Предельная полезность – субъективная оценка, отражающая одновременно интенсивность потребностей и количество благ. Приращение полезности для потребителя при приобретении каждой последующей единицы блага уменьшается. Предельная полезность – дополнительная полезность, получаемая потребителем при переходе от n-ой к n+1-ой единице блага.

УИЛЬЯМ СТЕНЛИ ДЖЕВОНС (1835-1882 гг.). «Теория политической экономии» (1871). Автор английского варианта предельной полезности, первой экономико-математической модели определения цены предельной полезностью. Идеи Джевонса положены в основу разработок экономико-математической школы.

Главный фактор, определяющий стоимость – полезность. Понятие полезности основывается на теории наслаждения и страдания. По мере насыщения потребности приятные ощущения убывают. Используется термин «конечная степень полезности». На основе «лестницы убывающей полезности Джевонса» в дальнейшем была сконструирована кривая убывающей полезности.

По классификации Джевонса все материальные блага подразделяются на:

КАРЛ МЕНГЕР (1841-1921). «Основания политической экономии» (1871), «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности» (1887).

Исходный пункт анализа – соотношение потребностей, рассматриваемые как неудовлетворенные желания и способностями благ удовлетворять эти потребности. Условия превращения вещи в благо:

  1. существование какой-либо потребности;

  2. наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;

  3. знание человеком этих потенциальных свойств вещи;

  4. обладание вещью, позволяющее использовать эти свойства.

Если величина запаса данной вещи безгранична, она является свободным благом. В противном случае (вещь является редкой) - это экономическое благо.

При этом благо и товар - разные категории. Товар - экономическое благо, предназначенное для продажи.

При ограниченности ресурсов перед человеком возникает проблем наилучшего распределения своих средств для удовлетворения потребностей. Вывод: при постоянстве предложения товара ценность блага зависит от спроса, а изменение спроса – от предельной полезности благ.

Субъективная ценность - значение, которое имеет для индивида данное благо. Ценность - это суждение индивида о благе, а не объективное его свойство вещи. Одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов.

Субъективная ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. К. Менгер иллюстрирует этот тезис на условном примере с десятью разными благами (Таблица Менгера).

Блага

Акты потребления

(потребляемые единицы)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Первый

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Второй

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Третий

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

Четвертый

7

6

5

4

3

2

1

0

 

 

Пятый

6

5

4

3

2

1

0

 

 

 

Шестой

5

4

3

2

1

0

 

 

 

 

Седьмой

4

3

2

1

0

 

 

 

 

 

Восьмой

3

2

1

0

 

 

 

 

 

 

Девятый

2

1

0

 

 

 

 

 

 

 

Десятый

1

0

 

 

 

 

 

 

 

 

Одиннадцатый

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Римские цифры в таблице иллюстрируют конкретные виды благ (чем меньше цифра, тем большую значимость для индивида имеет данное благо), а арабские цифры - числовое значение полезности, которая приносит индивиду конкретная единица блага. Именно оно определяет субъективную ценность блага. Анализ таблицы показывает, что субъективная ценность зависит не только от того, насколько в принципе важно для индивида данное благо, но и от количества единиц этого блага, которые имеются в его распоряжении. Например, предположим, что благо I - зерно, а благо V - вино. Хотя зерно, возможно, более важно для удовлетворения физиологических потребностей индивида, чем вино, но из таблицы видно, что, субъективная ценность вина превысит субъективную ценность зерна, если, например, индивид обладает шестью единицами зерна и только одной единицей вина.

Решая проблему определения ценности производительных благ, Менгер выделяет блага низшего и высшего порядка. Первые - это предметы потребления, вторые - средства производства. Ценность благ высшего порядка определяется ценностью (предельной полезностью) благ низшего порядка, выпускаемых с их помощью. Этим положением были заложены основы теории производительных благ, разработанной затем в исследованиях Ф.Визера и Е.Бем-Баверка.

Согласно этой теории, все блага делятся на потребительские (удовлетворяющие личные потребности) и производственные (средства производства и труд). Последние не имеют своей стоимости, так как не удовлетворяют человеческие потребности напрямую, а представляют будущие потребительские блага. Полезность производственных благ определяется полезностью потребительских благ, которые созданы с их помощью.

ФРИДРИХ ВИЗЕР (1851-1926 гг.). «Происхождение и основные законы хозяйственной деятельности» (1884), «Естественная ценность» (1889), «Закон власти» (1926).

Визер сформулировал закон издержек производства – ценность единицы средств производства определяется пользой и ценностью продукта, изготавливаемого с их помощью, причем имеющего предельную (наименьшую) пользу в ряду других продуктов, созданных с использованием этого средства производства. Тем самым учитывалось то обстоятельство (отсутствующее в концепции Менгера), что одно и то же производственное благо может участвовать в изготовлении различных потребительских благ.

БЕМ-БАВЕРК ЕВГЕНИЙ (1851-1919 гг.). «Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах» (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891), «Теория Маркса и ее критика» (1896).

Согласно концепции Бем-Баверка ценность единицы блага определяется полезностью последнего блага (блага, которое удовлетворяет наименее существенную потребность). Именно с этим благом человек склонен расстаться в первую очередь. Цена есть результат столкновения на рынке субъективной оценки продавца и покупателя. Оценка товара покупателем дает максимальную границу цены, а продавцом – минимальную. Рыночная цена определяется субъективными оценками товара двумя предельными парами:

Беем-Баверк ввел понятие «субституциональная предельная полезность», объясняемое, как было принято исследователями субъективно-психологического направления, на примере (утерянное пальто: предельная полезность этого пальто определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден пожертвовать, чтобы купить себе новое пальто).

Разработана субъективно-психологическая концепция процента, основанная на разности полезностей настоящих и будущих благ.

Теория процента Бем-Баверка основана на следующих аргументах, доказывающих, что «деньги сегодня» и «деньги завтра» различаются по объему:

а) Люди ожидают увеличения дохода в будущем. Соответственно, они рассчитывают, что в будущем блага будут доступнее, чем в настоящем, а значит, предельная полезность будущих благ меньше, чем предельная полезность настоящих благ. Это и является основанием для процента.

б) Люди склонны недооценивать будущие потребности. Поэтому настоящие блага для них ценнее, чем будущие. Если человек отказывается от текущего потребления, он вправе требовать за это плату.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЛОЗАНСКАЯ ШКОЛА)

Математическая школа сложилась во 2-ой половине ХIХ в. Экономисты этой школы исходили из необходимости широкого применения в экономических исследованиях математических моделей, вплоть до придания математике решающего значения. Усиление внимания к математическим приемам в изучении экономических процессов – закономерный результат выделения проблемы выбора в качестве центральной в экономических исследованиях. Ранними предшественниками математической школы считаются В.Петти и Р.Контильон. Их разработки были продолжены А.Курно и Г.Г.Госсеном. Следует заметить, что далеко не все экономисты XIX в. считали такой интерес к математике оправданным. Например, ученые австрийской школы были против применения математических методов в экономике, так как считали, что математика на способна установить причинно-следственные связи между экономическими явлениями.

Представители математической школы – М.Э.Л.Вальрас, В.Парето, У.С.Джевонс, Ф.И.Эджворт, И.Фишер и др. В рамках данной школы разработаны математические приемы анализа экономических процессов, построения моделей экономического равновесия, критерии оптимальности и т.д. В настоящее время математическая школа как отдельное направление не существует, так как влилась в другие направления экономической теории. Математическая экономика существует сейчас как отрасль математики.

РИЧАРД КОНТИЛЬОН (1680-1744 гг.). «Опыт о природе торговли вообще» (1755).

В данной работе сделана попытка разработать схему народнохозяйственного воспроизводства. Контильон считал, что источником богатства являются труд и земля. Он являлся сторонником количественной теории денег, рассматривал их как разновидность товара. Рассматривая колебания цены, Контильон пришел к выводу, что отклонения цены от стоимости зависят от спроса и предложения. Анализируя категорию прибыли, он пришел к выводу, что существует различие между прибылью и предпринимательским доходом.

АНТУАН ОГЮСТЕН КУРНО (1801-1877). «Исследование математических принципов теории богатства» (1838), «Принципы теории богатства» (1863).

В центре исследований Курно находилась проблема закона спроса. Именно он дал формулировку функции спроса – D=f(P). Однако вывести закон ценообразования ему не удалось. Курно пришел к выводу, что в условиях свободной конкуренции уровень цен регулируется издержками производства, а они, в свою очередь объясняются функциями спроса и предложения, то есть цена объяснялась самой ценой.

ЛЕОН ВАЛЬРАС (1834-1910 гг.). «Элементы чистой политической экономии или теория социального богатства» (1874).

Именно Вальрас считается основоположником макроэкономического моделирования и основателем лозаннской школы маржиналистов. Ему принадлежит первая модель равновесия народного хозяйства. Теоретическая модель экономического равновесия предложена в форме системы уравнений, характеризующей функционирование всего народного хозяйства (так называемая статическая модель общего равновесия). Модель основана на микроэкономических показателях, характеризующих поведение отдельных производителей в потребителей, причем для каждого товара было разработано отдельное уравнение.

Модель общего экономического равновесия Вальраса отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства. Основная проблема – равновесие рынков производства потребительских товаров и рынков факторов производства. Исходные идеи следующие:

  1. Основа ценности товара – предельная полезность. Она прямо пропорциональна интенсивности потребности и обратно пропорциональ7а количеству данного продукта. Запасы потребительских благ постоянны. Величина спроса определяется в соответствии со вторым законом Госсена.

  2. Определение цен на готовые товары и факторы производства может быть только одновременным (для сравнения – австрийцы считали, что оно – только поочередное).

  3. Частичное равновесие (равновесие не отдельных рынках) не тождественно общему равновесию и не определяет его.

  4. Рыночная система в принципе способна автоматически достигать равновесия.

В модели Вальраса равновесие достигается, когда отношение предельной полезности товара к его цене становится одинаковым для всех товаров. Для производства вывод трансформируется следующим образом: равновесие достигается, когда достигается равная прибыльность денежной единицы, вложенной в производство предельной единицы каждого товара.

Однако равновесие – это гипотетическое состояние экономики, поскольку существуют процессы, нарушающие это равновесие.

ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО (1848-1923 гг.). «Курс политической экономии» (1896), «Учебник политической экономии» (1906), «Математическая экономика» (1911).

Предмет политической экономии определяется Парето как механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами их удовлетворения. Так как все экономические факторы взаимосвязаны, то на основе этих взаимосвязей могут быть построены экономические модели. Парето усовершенствовал модели народнохозяйственного равновесия Вальраса, предложив модели, которые предполагают использование реального статистического материала (хотя приемы агрегирования этого материала им не были разработаны).

Парето ввел в качестве инструмента исследования кривые безразличия, разработанные Эджвортом для устранения психологизма и гедонизма из теории предельной полезности. Именно он предложил заменить критерий максимизации полезности, не поддающийся измерению, оценкой соотношения предпочтений индивида, ввел деление сторонников теории предельной полезности на кардиналистов и ординалистов.

Парето сформулировал принцип оптимальности (понятие максимальной общественной полезности), который затем был положен в основу теории «новой экономики благосостояния», используется в политологических теориях принятия решений и др. «Оптимум Парето» - максимум благосостояния (общественной полезности) достигается при условии, что стремление к благополучию отдельных лиц не ведет к снижению уровня жизни любого члена общества. Равновесие по Парето (Парето-равновесие) – состояние, которое не позволяет ни одному участнику обмена улучшить свою функцию полезности, не ухудшив одновременно функции полезности других участников (предельные нормы замещения благ равны у всех участников обмена).

ДМИТРИЕВ ВЛАДИМИР КАРПОВИЧ (1868-1913 гг.). «Экономические очерки. Опыт органического синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности» (1904).

Главная цель данной работы – доказать совместимость трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Дмитриев является сторонников субъективно-психологической оценки ценности товара, но вместе с тем считает, что общественно-необходимые затраты определяются при наихудших условиях, то есть на предприятиях с наивысшими издержками, продукция которых необходима для удовлетворения общественного спроса. Система уравнений Дмитриева – первая попытка вычислить полные затраты на производство товара. Именно он выдвинул идею разработки технологических коэффициентов затрат продукта одной отрасли на производства продукта другой отрасли.

Вклад математической школы в развитие экономической науки:

  1. Разработаны кривые безразличия.

  2. Введены понятия ординальной (порядковой) и кардинальной (количественной) полезности.

  3. Разработаны принципы построения экономических моделей, в том числе моделей народнохозяйственного равновесия.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА (Кембриджская школа, Неоклассическое направление).

В рамках этой школы разработаны идеи эластичности спроса и предложения по цене, представительной фирмы как основе для анализа закономерностей предложения и ряд других категорий, активно используемых в современной экономической теории.

АЛЬФРЕД МАРШАЛЛ (1842-1924 гг.). «Экономика промышленности» (1889), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1923), «Принципы политической экономии» (1890).

Маршалл – создатель и глава Кембриджской школы. Считается, что именно Маршалл положил начало неоклассическому направлению в экономической теории. От разработок Маршалла берут начало современные теории фирмы и теория благосостояния.

Все исследование Маршалла ведется применительно к совершенной конкуренции. Его работы отличаются активным использованием математического аппарата, существенными достижениями в математическом изложении экономических проблем.

Маршалл впервые выделил организацию как особый фактор производства (причем прибыль рассматривается как вознаграждение именно за организацию производства).

Маршалл поставил в центр исследования проблему формирования цен на разных товарных рынках под влиянием взаимодействия спроса и предложения. При этом он доказал, что полезность может играть главную роль в определении цен на протяжении короткого периода времени. В длительном периоде первостепенное значение приобретают издержки производства. Спрос и предложение воздействуют на цены в равной степени. В краткосрочном периоде приоритетно воздействие спроса, так как он более мобилен, чем предложение. В длительной перспективе основной регулятор цены – предложение, так как именно производство определяет движение потребностей в глобальном плане.

Маршалл считал, что необходимо создать синтетическую теорию стоимости на базе различных теорий (являясь при этом принципиальным противником трудовой теории стоимости). Исследование, по его мнению, следует перенести на изучение закономерностей спроса и предложения. Предметом экономической науки является проблема экономического выбора.

Теория цены. Вводится понятие «цена равновесия». Цена спроса определяется полезностью товара (а полезность рассматривается как величина, корреспондирующаяся с максимальной ценой, которую покупатель может и готов уплатить за товар). Ее движение осуществляется по кривой в соответствии с убывающей полезностью блага. Динамика спроса определяется предельной полезностью.

«Эластичность спроса» - зависимость спроса от изменения цен. Спрос эластичный, если спрос на товар изменяется в большей степени, чем цена этого товара, неэластичный – если в меньшей степени. Существуют и исключения – так называемый товар Гиффена (товары, спрос на которые при повышении цены возрастает). К товарам Гиффена относятся низкокачественные товары, составляющие значительную долю в потреблении лиц с низким уровнем дохода.

Введено понятие «рента потребителя» («излишек потребителя» - в современной терминологии).

Цена предложения имеет в основе издержки производства. Они должны обеспечить компенсацию отрицательных эмоций, связанных с расходованием рабочей силы (усталостью рабочих, тягостность труда) и предпринимательской деятельностью капиталистов (отказ от непроизводительного потребления, страх из-за неуверенности в завтрашнем дне и т.п.). Издержки производства включают в себя соответственно заработную плату (плату за усталость) и предпринимательский доход (плату за воздержание).

Считается, что категория «цена равновесия» снимает однобокость трактовки категории «стоимость» трудовой теорией стоимости и теорией предельной полезности.

Маршалл разработал теорию убывания производительности капитала (каждое последующее вложение капитала не дает соответствующего увеличения производства).

ДЖОН БЕЙТС КЛАРК (1847-1938 гг.). «Философия богатства» (1886), «Распределение богатства» (1889), «Проблемы монополий» (1889), «Сущность экономической теории» (1907).

В центре внимания – изучение закономерностей взаимодействия цены, спроса и предложения. Создатель американской теории предельной производительности. Ввел в экономическую теорию деление экономических процессов на статику и динамику. Экономическая статика – наука о равновесии экономики, законах стационарного состояния. Стационарная экономика характеризуется постоянством социальной организации, размеров капитала, численности населения, технического уровня и качества потребностей общества. Стационарное состояние – воображаемая модель, необходимая для выяснения условий равновесия в чистом виде. Основные законы экономического развития – это статические законы. Экономическая динамика выясняет причины нарушения равновесия, а также перехода от одного состояния равновесия к другому. Нарушения равновесия сводятся к диспропорциям, в том числе, межотраслевым, к несоответствию спроса и предложения.

Теория предельной производительности Кларка. Непосредственная основа – теория факторов производства Сэя. Базируется на законе убывающей производительности (убывающей доходности): с возрастанием какого-либо фактора производства по сравнению с остальными, его производительность уменьшается. Таким образом, при неравномерном росте отдельных факторов производства нарушается пропорция между ними, в связи с чем замедляется общий рост производства.

Предпосылка теории предельной производительности – теория предельной полезности. Труд рассматривается как хозяйственное благо, ценность которого определяется реальной полезностью. Полезность труда – в его производительности. С увеличением количества рабочих при неизменности производственного аппарата производительность каждого вновь нанятого рабочего падает. Последний нанятый рабочий, имеющий наименьшую производительность – «предельный рабочий», а производимый им продукт – «предельный продукт». Ценность каждого рабочего для капиталиста равна предельному продукту.

Кларк использует теорию вменения, то есть доходы вменяются факторам производства. Владелец соответствующего фактора производства отчуждает ту долю продукта, происхождение которой вменяется фактору, которым он владеет (рабочий→труд→заработная плата; капиталист→капитал→прибыль). Следовательно, эксплуатация отсутствует. Описанная ситуация существует лишь в стационарном общества. В динамическом обществе равновесие нарушается, и участники процесса не получают полностью причитающегося им продукта.

Теория предельной производительности используется и в современной экономической теории, но на нее распространяется общий сдвиг неоклассиков в сторону макроэкономического анализа. Главная цель современных вариантов теории предельной производительности – анализ условий сбалансированного роста и оценка роли отдельных факторов экономического роста.

Теория предпринимательской прибыли. Предпринимательская прибыль существует лишь в динамическом обществе. В стационарном обществе она отсутствует, так как свободная конкуренция приводит к межотраслевому движению капиталом и превращает прибыль в процу6нт. Кларк считал, что предприниматели и капиталисты – это два различных класса. Капиталисты – владельцы денег, предприниматели же не имеют собственного капитала и берут его в ссуду. Предпринимателем может стать любой человек, который имеет достаточную квалификацию и способность руководить предприятием. Следовательно, если в отрасли существует возможность получения прибыли, то в нее устремляются предприниматели. В результате конкуренции между ними прибыль исчезает. Предпринимательская прибыль возникает только в результате применения технических нововведений. Если отсутствует развитие производства, то исчезает и прибыль.