Историческая школа германии
Школа возникла в период объединения германских земель в единое государство (середина XIX в).
Основные идеи, лежащие в основе теорий представителей исторической школы Германии:
особая роль исторического метода в экономической науке;
характеристика политической экономии как национальной науки;
учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических факторов;
признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума;
критика классической школы за чрезмерный уровень абстракции при экономическом анализе, абсолютизацию принципа экономического либерализма.
Представители исторической школы в принципе отрицали возможность общей экономической теории, возможность существования общих объективных экономических законов. Каждая страна развивается своим неповторимым путем. Поэтому политическая экономия является наукой национальной. Более того, экономические явления в принципе непознаваемы. Политическая экономия может лишь описывать возникновение и развитие этих явлений. Оторванность исторической школы Германии от достигнутых основ экономической теории не позволили ей занять лидирующее место в мировой экономической науке, однако предположение о влиянии на экономику социальных и иных неэкономических факторов использовалось позднее многими исследователями.
Основные положения, внесенные в методологию экономической теории:
Учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды. Представители исторической школы исходят из того, что экономические законы не следует отождествлять с природными законами. Политическая экономия – не универсальна, а результативность экономических процессов зависит не только от экономических, но и от неэкономических факторов или от факторов социальной среды. Следовательно, ни один закон, ни одна форма производства не могут быть одинаково применимы к различным народам.
Выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий (для сравнения – у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, а следовательно, чем выше уровень развития производительных сил, тем более развита социальная сфера, в том числе культура и т.п.). Немецкие авторы противопоставили этой каузальной парадигме функциональную. Значение экономических и неэкономических факторов в эволюции хозяйственной жизни рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности. Нередко делается акцент на особую роль именно неэкономических факторов, на уникальный «немецкий национальный дух», на особую роль «арийской расы».
Определение места и роли неклассовых критериев в исследовании этапов развития общества.
- Экономическая мысль древнего мира и античности
- Экономическая мысль древнего египта
- Экономическая мысль древней азии.
- Экономическая мысль античности
- Экономическая мысль средневековья
- Экономические учения периода нерегулируемой рыночной экономики меркантилизм
- Экономические взгляды джона ло
- Генезис классической школы
- Физиократы
- Экономическая теория адама смита
- Экономическая теория давида рикардо
- Экономическя теория томаса мальтуса
- Экономическая теория джона стюарта милля
- Марксистская школа политической экономии
- Теории факторов производства
- Экономический романтизм
- Историческая школа германии
- Экономические концепции второй половины XIX ‑ начала XX вв.
- Экономические учения периода регулируемой рыночной экономики институционализм
- Теории несовершенной конкуренции
- Кейнсианство.
- Неолиберализм
- Развитие экономической мысли в россии русский меркантилизм
- И.Т. Посошков
- Экономическая концепция а.В. Чаянова
- Экономические исследования н. Д. Кондратьева