logo search
экономика к экзамену каапец

Финансы: сущность, структура, системы. Госбюджет

Финансы — это совокупность денежных отношений, возни_

кающих в процессе создания фондов денежных средств у субъек_

тов хозяйствования и государства. Они используются на цели вос_

производства, стимулирования, удовлетворения социальных нужд

общества.

Финансы - совокупность денежных отношений, связанных с распределением и перераспределением ВНП и НД организованных государством и связанных с формированием на этой основе общегосударственных вондов денежных средств, а т.ж. денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и их использование для целей расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и иных потребностей общества. В определении отражены основные признаки финансов: Стоимостная или денежная форма отношений, Распределительный характер отношений Формирование и использование фондов денежных средств. Финансы (как экон. категория) имеют специфическое общественное назначение - формирование денежных фондов государства посредством особых форм движения. Функции финансов:

1) распределительная — распределение национального дохода

заключается в создании так называемых первичных доходов:

а) заработной платы рабочих, служащих, доходов сельско_

хозяйственных рабочих;

б) доходов предприятий сферы материального производства;

перераспределение между гражданами (пенсии), отраслями

(сельское хозяйство), предприятиями, регионами;

2) контрольная — контроль за распределением ВВП и нацио_

нального дохода по соответствующим фондам и расходова_

нием их по целевому назначению; контрольная функция осу_

ществляется с помощью финансовых органов;

3) стимулирующая (с помощью системы финансовых рычагов

оказывает воздействие на развитие предприятий, отраслей —

установление цен_тарифов, бюджет, налоги, экспортно_им_

портные пошлины и тарифы). Финансовая система — это совокупность учреждений (фонды,

финансовые компании), а также это система финансовых отно_

шений.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды страхования;

5) фондовый рынок;

6) финансы предприятий различных форм собственности.

В общем виде выделяют:

1) финансы хозяйственных субъектов (включают в себя фи_

нансовые отношения между юридическими лицами и госу_

дарством);

108

2) финансы населения (домашних хозяйств);

3) финансы государства, которые формируют центральную

часть всей финансовой системы.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Государственный бюджет занимает основное место в финан_

совой системе. За счет средств государственного бюджета содер_

жатся армия, правоохранительные органы, здравоохранение и т. д.

Государственный бюджет — денежный фонд для финансирова_

ния деятельности государства. Он состоит из двух частей: расход_

ной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают де_

нежные средства для финансирования деятельности государства.

Расходная часть показывает, на какие цели тратятся средства, акку_

мулируемые государством. В качестве источников бюджета высту_

пают:

1) прямые и косвенные налоги;

2) государственные займы;

3) эмиссия бумажных и кредитных денег;

4) поступления внебюджетных средств.

Бюджетная классификация включает в себя:

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ

(оборона, медицинское страхование);

3) экономическую классификацию расходов бюджетов (теку_

щие и капитальные расходы);

4) классификацию источников внутреннего финансирования

дефицитов бюджета РФ;

5) классификацию источников внешнего финансирования

дефицита федерального бюджета;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов;

7) классификацию видов государственного внешнего долга;

8) ведомственную классификацию расходов федерального

бюджета (сельское хозяйство, медицина).

Государственный бюджет в зависимости от соответствия до_

ходной (формируется за счет налогов, кредитов, средств между_

113

народных организаций) и расходной (связана с выполнением функ_

ций государства) частей может быть трех видов:

1) профицитный — если государственные доходы превышают

расходы, то образуется положительное сальдо, называемое про_

фицитом бюджета;

2) дефицитный — расходы государства больше его доходов; пре_

вышение расходов над доходами принято называть дефицитом

бюджета; в настоящее время почти во всех странах имеет место

значительное по своим масштабам превышение государственных

расходов над доходами. Бюджетный дефицит присущ и разви_

тым, и развивающимся странам. Различают два вида дефицита —

циклический, вызванный изменениями в промышленном цикле,

и структурный, его причина — фискальная политика государства;

в основе дефицита государственного бюджета лежит множество

причин:

а) спад общего производства;

б) завышенные расходы на реализацию социальных про_

грамм;

в) возросшие затраты на оборону;

г) рост теневого сектора экономики;

3) сбалансированный — доходы и расходы государства совпа_

дают.

Дефицит бюджета является основной причиной возникнове_

ния государственного долга и представляет собой общую сумму

задолженности по непогашенным займам, обязательствам, креди_

там и невыплаченным по ним процентам.