8) Эластичность спроса. Варианты эластичности спроса
Термин «эластичность» пришедший в экономику из физики, используется здесь для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена холодильников возросла на 10 %, на сколько изменится количество из продаж на тот или иной интервал времени? Или как изменится спрос на холодильники, если доходы населения возрастут на 12 % в месяц, год?
Унифицированной единицы измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в тоннах, метрах, штуках и т.д
Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие 1%-го изменения цены на единицу товара. Расчет осуществляется следующим образом:
Эd = , где Эd – эластичность спроса.
В практике могут иметь место по меньшей мере три различных варианта эластичности спроса:
Спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает.
Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж;
Спрос не эластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;
Спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например инсулин, для больных диабетом);
Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.
Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графике:
А– неэластичный спрос В – единичная эластичность
С – эластичный спрос
Каждый вариант имеет свой коэффициент эластичности. Так, коэффициент неэластичного спроса меньше единицы, при единичной эластичности коэффициент равен единице, при эластичном спросе – больше единицы.
При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.
В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж, что общая торговая выручка снижается.
Эластичность предложения. Практическое применение показателей эластичности.
Понятие эластичности предложения характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого качества. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации: эластичное предложение; предложение единичной эластичности; неэластичное предложение.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике:
А – единичная эластичность
В – эластичное предложение
С - неэластичное предложение
При эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличение их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого товара более чем на 1%. Коэффициент эластичности больше единицы.
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически можно предусмотреть случай бесконечного эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтально линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
ПРИМЕРЫ: Например, если цена холодильников возросла на 10 %, на сколько изменится количество из продаж на тот или иной интервал времени? Или как изменится спрос на холодильники, если доходы населения возрастут на 12 % в месяц, год?
Например, увеличение цены товара на 100 % приводит к сокращению продаж на 50 %, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые на 100 получим 0,5. Знак минус значения не имеет (т.к обратная зависимость переменных).
- 3) Возможные модели экономических систем.
- 16) Инфраструктура рынка
- 15) Рынок. Понятие. Виды и функции.
- 12) Современные модели рынков
- 23) Краткая характеристика моделей современного рынка
- 6) Закон предложения. Неценовые факторы рыночного предложения. Графическое изображение.
- 7) Равновесная цена. Дефицит и товарные излишки на конкурентном рынке. Государственное регулирование цен.
- 11) Издержки производства: сущность, классификация и роль в рыночной экономике.
- 27) Экономические основы заработной платы. Основные типы систем заработной платы.
- 25) Земельная рента: сущность, формы. Рынок земли. Цена земли.
- 5. Рынок земли и рентные отношения
- 58) Основные макроэкономические показатели.
- 60) Внп и ввп – основные различия. Методы расчета внп
- 39) Макроэкономическое регулирование: сущность, цели и основные направления государственного регулирования.
- 37) Инфляция: сущность, виды, причины. Социально-экономические последствия инфляции. Измерение инфляции.
- § 1. Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения
- 30) Деньги: необходимость и предпосылки их возникновения, сущность и функции.
- 48) Монополистическая конкуренция
- 46) Олигополия
- 45) Антимонопольная политика государства
- 8) Эластичность спроса. Варианты эластичности спроса
- 13) Понятие конкуренции и ее виды. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
- 2.1 Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма.
- 17) Основные факторы рыночного саморегулирования
- 18) Основы потребительского поведения
- 2) Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Кривая производственных возможностей.
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- 19) Полезность в экономической теории и преоблема ее измерения. Закон убывающей предельной полезности.
- 20) Правило потребительского поведения и условие равновесия потебителя. Правило максимизации полезности
- 21) Экономическая эффективность производства: понятие, пути повышения, показатели
- 22) Основные этапы развития экономической теории
- 24) Собственность как экономическое явление, ее виды.
- 26) Рынок труда: сущность, основные элементы и роль в рыночной экономке
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- 28) Экономика. Понятие. Предмет. Функции
- 31) Кредит: сущность, функции. Кредитная система государства: определение и структура
- § 3. Сущность кредита. Банковская система и принципы ее построения
- 32) Банковская система: понятие и элементы, роль в рыночной экономике
- 35) Финансы: общее понятие, функции. Принципы построения финансовой системы государства
- § 1. Сущность и функции финансов
- 36) Налоги: сущность. Функции. Виды. Принципы налогообложения по а. Смиту. Налоговая система России.
- 34) Денежная система России
- 38) Антиинфляционная политика государства. Особенности инфляционных процессов в рф.
- § 5. Особенности инфляционных процессов в России
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- 44) Экономический цикл: понятия, основные фазы, теории цикличности