logo search
МУ практика ОиПП 280300

5.3. Структура планов предприятия

Структура планов предприятия определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой.

Система планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию при выполнении следующих условий:

Планы могут быть:

  1. По срокам исполнения:

- стратегические;

- долгосрочные;

- среднесрочные;

- текущие;

- оперативно-календарные.

2. По функциям назначения:

- производственные (изготовление продукции);

- коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое снабжение);

- инвестиционные и способствующие развитию предприятия;

- планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;

- финансовые.

3. По уровням управления предприятием:

- общефирменные;

- цеховые;

- планы работ отделов и лабораторий;

- планы работ участков и бригад.

4. По видам изделий и работ, в том числе по продукции:

- освоенной производством;

- находящейся в процессе освоения;

- проектируемой, с учетом освоения в будущем.

Такое разнообразие планов характерно для крупных и средних предприятий. Малые предприятия ограничиваются разработкой оперативно-календарных, текущих и среднесрочных планов.

В таблице 1 представлена взаимосвязь различных планов на предприятии.

В настоящее время долгосрочные планы обычно разрабатываются на период от 3 до 5 лет. Более частый выбор пятилетнего периода для разработки долгосрочных планов определяется усредненным жизненным циклом многих изделий и допустимым горизонтом экономического предвидения.

Таблица 5.1

Организационно-иерархическая схема

соподчиненности и кооперации планирования

Периодичность плана

Форма

заказа

Структура показателей планирования

Ответственные исполнители плана

Оперативно-календарный

Заказы потребителей

Подетально-натуральные нормы и нормативы.

Цехи, участки, бригады.

Текущий

Преимущественно заказы потребителей

Натуральные – по видам изделий; стоимостные - подробно нормы и нормативы;

трудовые – подробно.

Цехи, функциональные отделы, лаборатории.

Среднесрочный

Заказы потребителей, прогнозы

Укрупненные, стоимостные, натуральные, трудовые, нормы и нормативы.

Функциональные отделы, лаборатории, некоторые цехи.

Долгосрочный

В основном прогнозы, частично

заказы

Укрупненная номенклатура изделий, объемы финансирования, доход.

Функциональные отделы, лаборатории, некоторые цехи

Стратегический

Прогнозы

Важнейшие виды продукции, объемы финансирования, эффективность.

Отделы: маркетинга, технологический, финансовый, главного механика, капитального строительства.

Многие российские предприятия в настоящее время разрабатывают, главным образом, текущие планы с использованием следующих показателей:

  1. Номенклатура и количество выпускаемой продукции в натуральном выражении.

  2. Объем реализации (продаж) продукции (услуг, работ), руб.

  3. Себестоимость единицы продукции.

  4. Прибыль.

  5. Численность персонала по категориям.

  6. Фонд заработной платы и средний уровень заработной платы.

  7. Запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции на складе.

  8. Размер оборотных средств по группам.

  9. Объем капитальных вложений по направлениям использования.

  10. Отдельные мероприятия по новой технике и технологии.

  11. Прочие (по мере выявления).

Часть мероприятий, связанных с проектами освоения новой продукции и новых технологий, а также с инвестициями и строительством объектов, включается в отдельные планы, которые составляют на весь период осуществления мероприятий до 2-5 лет и более. Однако, оперативная часть инвестиционных проектов, которая находится на стадии исполнения, ежегодно корректируется и поэтапно включается в общие годовые и оперативно-календарные планы.