4.3. Свободные экономические таксоны и их значение в развитии экономики регионов
В теории достаточно широко освещены принципы выделения, организации и деятельности свободных экономических территорий (так называемых «зон»). В практике зарубежных стран они получили широкое распространение, внедряются в экономике регионов РФ. Автор позволил себе отойти от распространенного термина «свободные экономические зоны (СЭЗ)», заменив его на «свободные экономические таксоны (СЭТ)», территориальные ячейки, тем более что размер СЭТ в России действительно варьируется в широких диапазонах: от субъектов РФ до отдельных МуО и даже предприятий.
Так, профессора В. В. Кистанов, Н. В. Копылов отмечают следующие особенности СЭТ в РФ.
Разновидностью территориально-хозяйственных «рыночных» образований (локального характера) являются свободные экономические таксоны (территории наибольшего благоприятствования). Они рассматриваются как форма реализации политики открытости внешнему миру, развития экспортного потенциала, расширения валютных поступлений, активного привлечения иностранного капитала с целью внедрения в российскую экономику передовых технологических и организационных методов рыночного хозяйствования.
Свободные экономические таксоны (СЭТ) – это ограниченные участки таможенной территории страны (от нескольких гектаров до нескольких квадратных километров). В их пределах устанавливается льготный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической деятельности (включая специальный таможенный режим). К таким таксонам относятся в России: а) территории экспортного производства с льготами отечественным и иностранным предприятиям, поставляющим на экспорт более половины продукции обрабатывающей промышленности; они формируются в районах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитую производственную и транспортную инфраструктуру, благоприятные условия для внешней торговли; б) свободные таможенные таксоны со специальным таможенным режимом ввоза в страну и вывоза товаров. Эти таксоны создаются в морских портах, железнодорожных узлах, аэропортах, пограничных пунктах или иных местах регулярных потоков экспортно-импортных грузов.
К 1998 г. в России было объявлено о создании 18-ти СЭТ. Это свободные порты (Находка, Калининград), технопарк (Зеленоград), экспортно-производственные территории (Выборг, Сахалин), концессионные участки (Горный Алтай, Кемерово, Чита). Зарегистрирован и формирует инфраструктуру СЭТ в аэропорту Шереметьево (Москва) и др. Действительно свободных экономических таксонов пока лишь два – «Янтарь» (Калининград) и «Находка» [27, с. 298–299].
Свободные экономические таксоны (СЭТ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2 000 СЭТ. По оценкам западных специалистов, в 2000 г. через них проходило до 30 % мирового товарооборота.
Свободные экономические таксоны играют важную роль в развитии национальной экономики и повышении её эффективности, интеграции в мировое хозяйство.
Создание СЭТ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) под свободным участком (или «участком-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭТ – это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭТ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной территорией. Определённую специфику в СЭТ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.
В теоретических работах, посвящённых проблемам свободных территорий, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия «свободный таксон» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободный таксон – это «не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определённая система льгот и стимулов, не используемая в других его частях» [60]. Выделяют следующие характерные черты СЭТ.
Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощённый порядок осуществления внешнеторговых операций);
фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные её компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счёт бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т. п.;
административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
В результате применения льгот норма прибыли в СЭТ составляет 30–35 %; транснациональные компании получают в азиатских СЭТ в среднем 40 % прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2–3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭТ, когда эти сроки не превышают 3–3,5 лет).
Наличие локальной, относительно обособленной системы управления СЭТ, наделённой правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.
Всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
Создание СЭТ – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное на решение приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в СЭТ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на её территории программами. В мировой практике существует множество разновидностей СЭТ, общепринятой типологии их не существует. Приведём некоторые виды СЭТ, созданные в РФ.
Таксоны свободной торговли (ТСТ). Впервые созданы в США. В РФ к ним относятся порт «Находка», СЭТ «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево»), «Московский франко-порт» (около аэропорта «Внуково»), «Франко-порт Терминал» (на территории Московского западного речного порта), «Гавань» в г. Санкт-Петербурге.
Свободные таможенные таксоны (СТТ) – транзитные (консигнационные) склады для хранения, упаковки и некоторой обработки товаров, предназначенных для экспорта.
Свободные торгово-промышленные таксоны (СТПТ) – с преференциями для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции (примером СТПТ в РФ может служить Магаданская область, в которой СЭТ образована в г. Магадане федеральным законом с 1999 г. на период до 2014 г.).
Функциональные, или отраслевые, таксоны (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). СЭТ в г. Зеленограде специализируется в области микроэлектроники, информатики и связи; СЭТ в Ингушетии может быть отнесена к таксонам финансового («оффшорного») характера; СЭТ «Кавказские минеральные воды» относится к таксонам туристически-курортного типа.
Существует ряд проблем объективного и субъективного характера, препятствующих более широкому распространению СЭТ в РФ. Первая проблема заключается в том, что развитие свободных таможенных таксонов, наиболее привлекательное для приграничных регионов, сдерживается тем, что Конституция РФ запрещает образование таможенных границ внутри территории страны. Вторая проблема состоит в настрое руководителей регионов на получение определённых льгот по полному или частичному освобождению от налогов, за счёт чего можно поправить дела в регионе. С позиции федерального центра система предоставляемых СЭТ льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких масштабах распространения свободных таксонов в мировом хозяйстве налоговые льготы – далеко не главный стимул для притока в СЭТ иностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур. Первые российские СЭТ могут привлечь иностранных инвесторов «не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, а перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов».
В-третьих, все претенденты на создание СЭТ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем её больше, тем хуже для предпринимательского успеха таксона. Исходя из зарубежного опыта, для нормального обустройства одного квадратного километра экспортопроизводящего СЭТ требуются вложения порядка 40–45 млн долларов США, таможенно-торгового – 10–15 [60]. Где возьмёт эти средства администрация, например Читинской области, заявившая о намерении создать СЭТ на всей территории – 432 тыс. кв. км, или Алтайского края – 262 тыс. кв. км? (А общая площадь только первых 11-ти учреждённых СЭТ составляет 1 млн кв. км, или 7 % территории России).
Вот почему большая часть действующих в мире СЭТ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае – небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной территории особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.
В практике развития российских СЭТ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но три рассмотренные – неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие чётко сформулированных целей и противоречия между интересами регионов и перспективами развития Федерации в целом и нехватка (на федеральном и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемых СЭТ – являются основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭТ.
- Региональная экономика и управление Учебное пособие
- Оглавление
- Введение
- Тема 1 предмет и задачи дисциплины «региональная экономика и управление». Исторический аспект регионального развития
- 1.1. Предпосылки формирования дисциплины
- «Региональная экономика и управление»
- 1.2. Развитие экономических учений и теории менеджмента. Общие закономерности экономики и подходы менеджмента
- Основные направления и подходы менеджмента в XX в.
- 1.3. Определение, предмет исследования и основные задачи дисциплины «региональная экономика и управление»
- 1.4. Научные основы, содержание дисциплины «Региональная экономика и управление», связи с другими дисциплинами
- 1.5. Критерии и требования дисциплины «Региональная экономика и управление»
- 1.6. Основные проблемы теории и практики территориальной экономики и управления в России
- 1.7. Ключевые термины дисциплины «Региональная экономика и управление»
- Контрольные вопросы
- 2.2. Внутрирегиональная организация хозяйства и управления
- 2.3. Экономические закономерности и факторы регионального развития в условиях регулируемого рынка
- 2.4. Теоретическая база региональных исследований в России и за рубежом
- Контрольные вопросы
- 3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
- 3.3. Научно-технический и организационный факторы развития регионов
- 3.4. Структура комплексов материального производства региона. Типология регионов
- 3.5. Особенности и методы формирования регионального товарного рынка
- 3.6. Финансовые ресурсы регионов и межбюджетные отношения
- 3.7. Подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социального развития регионов
- 3.8. Принципы организации и функционирования региональной структуры управления
- Контрольные вопросы
- 4.2. Целевые программы развития регионов
- 4.3. Свободные экономические таксоны и их значение в развитии экономики регионов
- 4.4. Межрегиональные транспортно-экономические связи. Внешнеэкономические связи региона
- 4.5. Крупные города. Их значимость в развитии регионов
- 4.6. Проблемы и направления развития малых городских и сельских поселений
- 4.7. Конкурентоспособность региона, города, территории
- 4.8. Экономика домашнего хозяйствования и ее вклад в региональную экономику
- Контрольные вопросы
- Тема 5 Практические аспекты регионального развития
- 5.1. Основные параметры Сибирского федерального округа
- Как макрорегиона
- 5.2. Динамика развития Омской области
- 5.3. Функции и структура управления регионом и входящими в его состав подсистемами и образованиями (на примере Омской области)
- Контрольные вопросы
- Методические указания по выполнению контрольных (курсовых) работ
- Темы контрольных или курсовых работ
- Аттестационные вопросы по дисциплине
- Библиографический список Нормативно-правовые акты
- Основной
- Дополнительный
- Периодические издания, материалы конференций
- Приложения
- Омский государственный технический университет
- В 2005 году Омский государственный технический университет предлагает подготовку специалистов и бакалавров по следующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования
- Региональная экономика и управление
- Редактор н.Н. Пацула