2.1 Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма.
Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производств, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание – закон рынка.
Чтобы лучше понять конкуренцию, её нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые товары?
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
Индивидуальная (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” – выбрать наилучшие условия купли – продажи товаров и услуг) ;
Местной (введется среди товаровладельцев, какой – то территории) ;
Отраслевой (в одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода) ;
Межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода) ;
Национальный (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны) ;
Глобальный (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке) .
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам введения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.) .
Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.
Свободная конкуренция означает, во – первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во – вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможности каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В – третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась пожалуй, только в Англии и лишь в ХХ в. Свободное соперничество в современных условиях – редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров. В ХХ в. получили развитие новые формы рыночного соперничества – регулируемая государством
А. Индивидуальная конкуренция.
Продавцы | Покупатели | ||
Много | Несколько | Один | |
МНОГО | Полиполия (полная конкуренция) | Олигополия | Монополия |
НЕСКОЛЬКО | Олигополия | Обоюдная олигополия | Ограниченная Монополия |
ОДИН | Монполия | Ограниченная монополия | Обоюдная монополия |
Виды монополий
Картель– союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.Трест– монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.Концерн– союз формально независимых предприятий (обычно разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков) , в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых операций большого масштаба.
Олигополия
Относительно малое число фирм господствует в отрасли. Это объясняется применением дорогостоящей технологии, экономией издержек и барьерами к проникновению.
Продукция может быть стандартизированной и дифференцированной. В олигополии часто присутствует слияние фирм, поскольку объединение двух и более фирм может существенно повысить их рыночную долю. Дать преимущество крупного покупателя и поставщика.
- Всеобщая зависимость
Никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить цены, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные действия конкурента.
Чистая совершенная конкуренция со множеством покупателей и продавцов так же легка как и чистая монополия. Когда покупатели не найдя альтернативы покупают за повышенные цены. В реальной жизни между двумя этими крайностями – это несовершенная конкуренция. Этот термин характеризуют в рынках, на которых продавцы имеют больше свободы в назначении цен, чем при совершенной конкуренции. Они обладают этой свободой потому, что продают при условиях в наличие или монополистической конкуренции или олигополии. Поддерживая более высокую цену, чем они могли бы иметь при совершенной конкуренции. Компании получают больше прибыли, а покупатели теряют.
- 3) Возможные модели экономических систем.
- 16) Инфраструктура рынка
- 15) Рынок. Понятие. Виды и функции.
- 12) Современные модели рынков
- 23) Краткая характеристика моделей современного рынка
- 6) Закон предложения. Неценовые факторы рыночного предложения. Графическое изображение.
- 7) Равновесная цена. Дефицит и товарные излишки на конкурентном рынке. Государственное регулирование цен.
- 11) Издержки производства: сущность, классификация и роль в рыночной экономике.
- 27) Экономические основы заработной платы. Основные типы систем заработной платы.
- 25) Земельная рента: сущность, формы. Рынок земли. Цена земли.
- 5. Рынок земли и рентные отношения
- 58) Основные макроэкономические показатели.
- 60) Внп и ввп – основные различия. Методы расчета внп
- 39) Макроэкономическое регулирование: сущность, цели и основные направления государственного регулирования.
- 37) Инфляция: сущность, виды, причины. Социально-экономические последствия инфляции. Измерение инфляции.
- § 1. Сущность и причины инфляции, проблемы ее измерения
- 30) Деньги: необходимость и предпосылки их возникновения, сущность и функции.
- 48) Монополистическая конкуренция
- 46) Олигополия
- 45) Антимонопольная политика государства
- 8) Эластичность спроса. Варианты эластичности спроса
- 13) Понятие конкуренции и ее виды. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
- 2.1 Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма.
- 17) Основные факторы рыночного саморегулирования
- 18) Основы потребительского поведения
- 2) Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Кривая производственных возможностей.
- § 2. Эффективность использования ограниченных ресурсов
- 19) Полезность в экономической теории и преоблема ее измерения. Закон убывающей предельной полезности.
- 20) Правило потребительского поведения и условие равновесия потебителя. Правило максимизации полезности
- 21) Экономическая эффективность производства: понятие, пути повышения, показатели
- 22) Основные этапы развития экономической теории
- 24) Собственность как экономическое явление, ее виды.
- 26) Рынок труда: сущность, основные элементы и роль в рыночной экономке
- § 6. Рынок труда. Заработная плата
- 28) Экономика. Понятие. Предмет. Функции
- 31) Кредит: сущность, функции. Кредитная система государства: определение и структура
- § 3. Сущность кредита. Банковская система и принципы ее построения
- 32) Банковская система: понятие и элементы, роль в рыночной экономике
- 35) Финансы: общее понятие, функции. Принципы построения финансовой системы государства
- § 1. Сущность и функции финансов
- 36) Налоги: сущность. Функции. Виды. Принципы налогообложения по а. Смиту. Налоговая система России.
- 34) Денежная система России
- 38) Антиинфляционная политика государства. Особенности инфляционных процессов в рф.
- § 5. Особенности инфляционных процессов в России
- Глава 22. Экономический рост
- § 1. Исходные положения теории экономического роста
- 44) Экономический цикл: понятия, основные фазы, теории цикличности