logo search
экономика к экзамену каапец

Аграрные отношения, земельная рента, рынок земли и её цена. Аграрная политика в России.

Аграрные отношения представляют собой определенную совокупность экономических отношений, складывающихся не только в сельском хозяйстве, но и во всем АПК, отношения агробизнеса в целом.

Это отношения по поводу присвоения и использования земли

и других средств сельскохозяйственного производства, определяющих соответствующие им отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления сельхозпродукции. Аграрные отношения выделились в отдельную группу в связи с наличием специфики производства в аграрном секторе экономики, которая прежде всего связана с особой ролью земли как основного фактора производства. Земля является невоспроизводимым фактором производства, она не может быть увеличена, перемещена, обновлена, так как ограничена поверхностью земной суши. Она не является продуктом труда, не изнашивается, не утрачивает своих полезных свойств при правильном и рациональном использовании в процессе эксплуатации. Земля в сельском хозяйстве одновременно и средство труда, и предмет труда.

Кроме того, процесс сельскохозяйственного производства характеризуется следующими особенностями: взаимодействием ес-тественноприродных и экономических процессов, отсюда высокая или низкая урожайность; сезонным характером производства; чередованием активного и пассивного периодов в производстве; наличием производительного потребления собственной продукции (почти 20 %).

Перечисленные особенности земледелия и огромная зависимость всех живущих на земле от его состояния определяют специфику аграрных отношений. Но не только это.

Аграрные отношения определяются характером землевладения и землепользования. Эти понятия необходимо отличать друг от друга. Землевладение означает признание права данного лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще под землевладением подразумевается собственность на землю. Землевладение осуществляют (реализуют данное право) собственники земли. Землепользование — это пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь землей — не обязательно ее собственник.

В рыночной экономике, как правило, аграрные отношения включают взаимоотношения трех социальных групп:

Земля (сельскохозяйственные угодья, леса, полезные ископаемые и т.п.) – это ресурс, который не производится, а существует как природный объект. Как фактор производства земля невоспроизводима и потому количественно ограничена, разнокачественна (по плодородию, богатству месторождений, местоположению) и характеризуется длительным периодом использования.

Эти особенности земли, а главное – ее невоспроизводимость и потому жесткая ограниченность, определяют специфику рынка земли. Предложение земли совершенно неэластично и потому цена услуг земли (рента) всецело определяется спросом на нее. Собственник земли получает доход в виде земельной ренты. Рента (R) – это плата за пользование землей и другими естественными ресурсами, предложение которых постоянно (абсолютно неэластично).

Спрос на землю (как и на всякий ресурс) зависит от производительности (продуктивности) земли и от спроса на производимую с помощью земли продукцию. Когда говорят о спросе на землю, то различают сельскохозяйственный спрос и несельскохозяйственный спрос. Если сельскохозяйственный спрос зависит прежде всего от качества, плодородия земли, то несельскохозяйственный спрос зависит от местоположения участка, богатства имеющихся на нем природных ресурсов.

Образование земельной ренты представлено на рис. 8.3.

 

Земе́льная ре́нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты).

Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда.

Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

К ренте земельной относится также рента с земель, не вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот: рента с земель, используемых в добывающей промышленности; рента со строительных участков. В добывающей промышленности образуется прежде всего дифференциальная рента, т. к. при добыче полезных ископаемых издержки производства каждой единицы продукции и доставки ее на рынок неодинаковы и находятся в зависимости от богатства недр и от месторасположения угольных шахт, нефтяных промыслов и т. д. Ввиду ограниченности земли общественная цена производства этих товаров регулируется издержками производства на худших (с точки зрения добычи полезных ископаемых) землях. Поэтому на лучших участках образуется дифференциальная рента - разность между общественной и индивидуальной ценой производства.

Рентные платежи отличаются от заработной платы, процента, прибыли и других видов доходов, они являются частью арендной платы:

если на земле, которая сдается в аренду, нет никаких построек, сооружений или какого-либо другого капиталa, то арендная плата, то есть определённая сумма денег, которая будет выплачена арендатором за использование земли, будет равняться земельной ренте.

если же на земле находятся какие-либо производственные ресурсы (фабрики, заводы, ресурсодобывающие постройки), то арендная плата будет включать в себя уже не только земельную ренту, но и ссудный процент за использование находящегося на земле производственного потенциала.

Формула: Цена земли=(Рента/ссудный%)х100, так же формула применима к акциям

цена земли есть капитализированная (превращенная в денежный капитал) рента. Цена земли (Цз) прямо пропорциональна величине ренты (Рз) и обратно пропорциональна ставке депозитного процента (Пц’): Ц. з. представляет собой иррациональное (не соответствующее содержанию) выражение. Фактически Ц. з. становится превращенной формой существования земельной ренты. Ц. з. зависит от величины ренты, которую приносит земельный участок, и уровня ссудного процента. Поэтому Ц. з. равна денежной сумме, которая, будучи положена в банк, приносит в виде процента доход, равный величине ренты, получаемой с данного участка земли. Т. о., Ц. з. ставит частную собственность на землю в один ряд с капиталом, приносящим проценты или затраченным на приобретение акций. При покупке земли Ц. з. отвлекает капитал от производственного использования, выступает как тормоз развития производительных сил. Ц. з. повышается с увеличением ренты с данного земельного участка или со снижением банковского процента.

Аграрная политика - это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.

Экономическое регулирование АПК представляет собой органичное сочетание государственного экономического регулирования агропромышленного производства, продовольственного рынка, социальной сферы села совместно с механизмами рыночного саморегулирования.

В перспективе - развитие агропромышленного комплекса должно способствовать достижению главной цели — формированию эффективного и устойчивого агропромышленного производства, соответствующего по отдельным параметрам мировому уровню.

Основные положения аграрной политик Российской Федерации установлены федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». В ст. 5 закона изложены основные принципы аграрной политики Российской Федерации: • доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; • доступность информации о состоянии государственной аграрной политики; • единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке; • последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие; • участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Государственная аграрная политика Российской Федерации, прежде всего, направлена на поддержание стабильности обеспечения населения продовольственными товарами, путем регулирования и поддержки российских агропромышленных производителей. В «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» установлены следующие цели аграрной политики на 5-летний период: • повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей и их продукции, обеспечение качества российских продовольственных товаров; • обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; • сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; • формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; • создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; • наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов). Также для повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования агропромышленного комплекса в рамках реализации аграрной политики необходимо развитие науки и инновационной деятельности в этой сфере; совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства. В Программе предусмотрены следующие меры реализации государственной аграрной политики: • предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации; • применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей; • осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд; • регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; • информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи; • антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; • участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики; • проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций; • другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.