3.3. Научно-технический и организационный факторы развития регионов
Особо важное значение для регионального развития имеет научно-технический фактор. Научно-технический прогресс способствует более равномерному и эффективному размещению предприятий, отраслей хозяйства, производственных комплексов и тем самым хозяйственному, социальному и культурному подъему всех федеральных округов, регионов-субъектов Федерации, городов и низовых районов. Создание и совершенствование мощных, высокопроизводительных горнодобывающих, энерго- и металлопроизводящих, строительных, транспортных и других машин во много раз увеличили производительность труда во всех регионах, ускорили вовлечение в хозяйственный оборот крупнейших, особенно труднодоступных минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных и иных природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера.
Учет региональной специфики при проектировании техники и технологии позволяет добиться еще больших результатов в ее использовании. Организация добычи топлива, минерального сырья, заготовок древесины, строительства гидроэлектростанций в районах с экстремальными природно-климатическими условиями (тундра, тайга, болота, пустыни, горы) потребовала создания специальной техники, например экскаваторов, автосамосвалов, трелевочных тракторов в «северном» исполнении – из хладостойкого металла, с утепленной кабиной, использующих незамерзающее горючее. Тем самым «экстремальные» регионы смогли выйти на путь социально-экономического прогресса.
Особенно велико влияние на региональное развитие новых направлений научно-технического прогресса – комплексной механизации, автоматизации, электронизации, информатизации, химизации производства, активной инновационной деятельности (внедрение нововведений).
Нынешний этап автоматизации опирается на электронизацию (компьютеризацию) народного хозяйства – широкое распространение электронно- вычислительной техники.
Создание и освоение новых поколений ЭВМ всех классов в сочетании с новейшей техникой связи позволит в условиях регулируемого рынка не только быстро реагировать на изменения товарного спроса и предложения, но и маневренно оптимизировать решения по дислокации производственных объектов, изменению направлений регионального развития и транспортно-экономических связей, немедленно получить для этого любую информацию из любой точки планеты (система Интернет).
Информация – новый высокоэффективный ресурс, важное значение которого выявила научно-техническая революция. Современные информационные технологии начинают внедряться на всех уровнях управления экономикой – от федерального до муниципального, и во всех ее областях, включая прежде всего банковскую и коммерческо-предпринимательскую деятельность. Их основа – стандартизированные компоненты системы информации: компьютерная аппаратура, программное обеспечение и система коммуникаций. Фундамент единой распределенной информационно-сотовой сети банков – впервые разработанная в нашей стране в начале 60-х годов (Э. В. Евреинов) теория построения распределенных информационно-вычислительных систем.
Решающим средством удовлетворения потребностей страны и регионов в производственных ресурсах должны стать ресурсосберегающие технологии. Необходимо стремиться к тому (это станет возможным после стабилизации экономики), чтобы основной прирост спроса на сырье и материалы удовлетворять за счет их экономии. Однако важно руководствоваться региональными приоритетами.
Согласно классификации технологических укладов (С. Ю. Глазьев), сегодня в мире доминирует пятый технологический уклад, ключевыми технологиями которого являются микроэлектроника, телекоммуникации, гибкая автоматизация, комбинированное применение различных конструкционных материалов. Одновременно наблюдается становление шестого технологического уклада, его ключевыми факторами останутся информатика и микроэлектроника, на базе которых будут формироваться системы искусственного интеллекта, бурно развиваться биотехнология.
Россия серьезно отстает от развитых стран по абсолютным и относительным масштабам пятого технологического уклада, кроме самых продвинутых технологий – космосу и авиации.
Передовые наукоемкие технологии распространены пока в очень немногих регионах, главным образом в крупнейших центрах оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в центральных и волго-уральских регионах.
Технологическая база образует несущий каркас региональных хозяйственных комплексов. Крупнейшие города, индустриальные и административные центры являются и ведущими научно-исследовательскими, и проектно-конструкторскими центрами.
Возникают технополисы (технопарки) – технико-внедренческие центры как современная форма территориальной интеграции науки, образования и высокотехнологичных производств. Они включают капитало- и наукоемкие исследовательские, информационные, посреднические организации. Расширение сети инновационно-технических центров прежде всего требуется в регионах с обеспечивающей инфраструктурой.
Еще ранее стали появляться специализированные научные центры, в том числе включающие проектно-конструкторские и опытно-производственные структуры – наукограды.
Успешное решение регионами социально-экономических задач требует активного задействования организационного фактора – совершенствования территориального менеджмента.
Функции территориального, как и общего, управления хозяйством охватывают прогнозирование (планирование), оперативное регулирование, координацию (согласование), учет (статистику, информатизацию) и контроль. Для их успешной реализации на территории необходимы организационные формы в виде административно-территориального устройства, системы соответствующих органов управления.
Согласно Конституции, Россия – федеративное государство с республиканской (президентской) формой правления. В России сложилась асимметричная федерация: формально все регионы равноправны, фактически республики имеют больше политических и экономических прав, чем края и области.
Территориальное развитие должно отражать тесное переплетение тенденций федерализации и регионализации – консолидацию национального хозяйства в едином экономическом пространстве при рациональном разделении труда с проявлением максимальной самостоятельности, самофинансирования и самоуправления регионов.
Административно-территориальное деление страны как организующий инструмент управления на территории играет важную роль в регулировании хозяйственного развития, социально-культурного строительства и осуществлении других функций государства (правоохранительной, оборонной, безопасности и т. д.). Вместе с действующими в его рамках органами государственной власти и местного самоуправления оно образует территориально-организационную систему, которая во многом определяет устойчивость и эффективность управления государством, способствует комплексному развитию регионов [27, с. 50–54].
- Региональная экономика и управление Учебное пособие
- Оглавление
- Введение
- Тема 1 предмет и задачи дисциплины «региональная экономика и управление». Исторический аспект регионального развития
- 1.1. Предпосылки формирования дисциплины
- «Региональная экономика и управление»
- 1.2. Развитие экономических учений и теории менеджмента. Общие закономерности экономики и подходы менеджмента
- Основные направления и подходы менеджмента в XX в.
- 1.3. Определение, предмет исследования и основные задачи дисциплины «региональная экономика и управление»
- 1.4. Научные основы, содержание дисциплины «Региональная экономика и управление», связи с другими дисциплинами
- 1.5. Критерии и требования дисциплины «Региональная экономика и управление»
- 1.6. Основные проблемы теории и практики территориальной экономики и управления в России
- 1.7. Ключевые термины дисциплины «Региональная экономика и управление»
- Контрольные вопросы
- 2.2. Внутрирегиональная организация хозяйства и управления
- 2.3. Экономические закономерности и факторы регионального развития в условиях регулируемого рынка
- 2.4. Теоретическая база региональных исследований в России и за рубежом
- Контрольные вопросы
- 3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
- 3.3. Научно-технический и организационный факторы развития регионов
- 3.4. Структура комплексов материального производства региона. Типология регионов
- 3.5. Особенности и методы формирования регионального товарного рынка
- 3.6. Финансовые ресурсы регионов и межбюджетные отношения
- 3.7. Подходы к формированию структур жизнеобеспечения населения и социального развития регионов
- 3.8. Принципы организации и функционирования региональной структуры управления
- Контрольные вопросы
- 4.2. Целевые программы развития регионов
- 4.3. Свободные экономические таксоны и их значение в развитии экономики регионов
- 4.4. Межрегиональные транспортно-экономические связи. Внешнеэкономические связи региона
- 4.5. Крупные города. Их значимость в развитии регионов
- 4.6. Проблемы и направления развития малых городских и сельских поселений
- 4.7. Конкурентоспособность региона, города, территории
- 4.8. Экономика домашнего хозяйствования и ее вклад в региональную экономику
- Контрольные вопросы
- Тема 5 Практические аспекты регионального развития
- 5.1. Основные параметры Сибирского федерального округа
- Как макрорегиона
- 5.2. Динамика развития Омской области
- 5.3. Функции и структура управления регионом и входящими в его состав подсистемами и образованиями (на примере Омской области)
- Контрольные вопросы
- Методические указания по выполнению контрольных (курсовых) работ
- Темы контрольных или курсовых работ
- Аттестационные вопросы по дисциплине
- Библиографический список Нормативно-правовые акты
- Основной
- Дополнительный
- Периодические издания, материалы конференций
- Приложения
- Омский государственный технический университет
- В 2005 году Омский государственный технический университет предлагает подготовку специалистов и бакалавров по следующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования
- Региональная экономика и управление
- Редактор н.Н. Пацула