logo search
ЗМУ, 11 сем / РЭУ ЗМУ, 11 сем / Рылов_print1

3.3. Научно-технический и организационный факторы развития регионов

Особо важное значение для регионального развития имеет научно-технический фактор. Научно-технический прогресс способствует более равномерному и эффективному размещению предприятий, отраслей хозяйства, производственных комплексов и тем самым хозяйственному, социальному и культурному подъему всех федеральных округов, регионов-субъектов Федерации, городов и низовых районов. Создание и совершенствование мощных, высокопроизводительных горнодобывающих, энерго- и металлопроизводящих, строительных, транспортных и других машин во много раз увеличили производительность труда во всех регионах, ускорили вовлечение в хозяйственный оборот крупнейших, особенно труднодоступных минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных и иных природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера.

Учет региональной специфики при проектировании техники и технологии позволяет добиться еще больших результатов в ее использовании. Организация добычи топлива, минерального сырья, заготовок древесины, строительства гидроэлектростанций в районах с экстремальными природно-климатическими условиями (тундра, тайга, болота, пустыни, горы) потребовала создания специальной техники, например экскаваторов, автосамосвалов, трелевочных тракторов в «северном» исполнении – из хладостойкого металла, с утепленной кабиной, использующих незамерзающее горючее. Тем самым «экстремальные» регионы смогли выйти на путь социально-экономического прогресса.

Особенно велико влияние на региональное развитие новых направлений научно-технического прогресса – комплексной механизации, автоматизации, электронизации, информатизации, химизации производства, активной инновационной деятельности (внедрение нововведений).

Нынешний этап автоматизации опирается на электронизацию (компьютеризацию) народного хозяйства – широкое распространение электронно- вычислительной техники.

Создание и освоение новых поколений ЭВМ всех классов в сочетании с новейшей техникой связи позволит в условиях регулируемого рынка не только быстро реагировать на изменения товарного спроса и предложения, но и маневренно оптимизировать решения по дислокации производственных объектов, изменению направлений регионального развития и транспортно-экономических связей, немедленно получить для этого любую информацию из любой точки планеты (система Интернет).

Информация – новый высокоэффективный ресурс, важное значение которого выявила научно-техническая революция. Современные информационные технологии начинают внедряться на всех уровнях управления экономикой – от федерального до муниципального,  и во всех ее областях, включая прежде всего банковскую и коммерческо-предпринимательскую деятельность. Их основа – стандартизированные компоненты системы информации: компьютерная аппаратура, программное обеспечение и система коммуникаций. Фундамент единой распределенной информационно-сотовой сети банков – впервые разработанная в нашей стране в начале 60-х годов (Э. В. Евреинов) теория построения распределенных информационно-вычислительных систем.

Решающим средством удовлетворения потребностей страны и регионов в производственных ресурсах должны стать ресурсосберегающие технологии. Необходимо стремиться к тому (это станет возможным после стабилизации экономики), чтобы основной прирост спроса на сырье и материалы удовлетворять за счет их экономии. Однако важно руководствоваться региональными приори­­тетами.

Согласно классификации технологических укладов (С. Ю. Глазьев), сегодня в мире доминирует пятый технологический уклад, ключевыми технологиями которого являются микроэлектроника, телекоммуникации, гибкая автоматизация, комбинированное применение различных конструкционных материалов. Одновременно наблюдается становление шестого технологического уклада, его ключевыми факторами останутся информатика и микроэлектроника, на базе которых будут формироваться системы искусственного интеллекта, бурно развиваться биотехнология.

Россия серьезно отстает от развитых стран по абсолютным и относительным масштабам пятого технологического уклада, кроме самых продвинутых технологий – космосу и авиации.

Передовые наукоемкие технологии распространены пока в очень немногих регионах, главным образом в крупнейших центрах оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в центральных и волго-уральских регионах.

Технологическая база образует несущий каркас региональных хозяйственных комплексов. Крупнейшие города, индустриальные и административные центры являются и ведущими научно-исследовательскими, и проектно-конструкторскими центрами.

Возникают технополисы (технопарки) – технико-внедренческие центры как современная форма территориальной интеграции науки, образования и высокотехнологичных производств. Они включают капитало- и наукоемкие исследовательские, информационные, посреднические организации. Расширение сети инновационно-технических центров прежде всего требуется в регионах с обеспечивающей инфраструктурой.

Еще ранее стали появляться специализированные научные центры, в том числе включающие проектно-конструкторские и опытно-производственные структуры – наукограды.

Успешное решение регионами социально-экономических задач требует активного задействования организационного фактора – совершенствования территориального менеджмента.

Функции территориального, как и общего, управления хозяйством охватывают прогнозирование (планирование), оперативное регулирование, координацию (согласование), учет (статистику, информатизацию) и контроль. Для их успешной реализации на территории необходимы организационные формы в виде административно-территориального устройства, системы соответствующих органов управления.

Согласно Конституции, Россия – федеративное государство с республиканской (президентской) формой правления. В России сложилась асимметричная федерация: формально все регионы равноправны, фактически республики имеют больше политических и экономических прав, чем края и области.

Территориальное развитие должно отражать тесное переплетение тенденций федерализации и регионализации – консолидацию национального хозяйства в едином экономическом пространстве при рациональном разделении труда с проявлением максимальной самостоятельности, самофинансирования и самоуправления регионов.

Административно-территориальное деление страны как организующий инструмент управления на территории играет важную роль в регулировании хозяйственного развития, социально-культурного строительства и осуществлении других функций государства (правоохранительной, оборонной, безопасности и т. д.). Вместе с действующими в его рамках органами государственной власти и местного самоуправления оно образует территориально-организационную систему, которая во многом определяет устойчивость и эффективность управления государством, способствует комплексному развитию регионов [27, с. 50–54].