logo search
Untitled

4. Государственный сектор в рыночной экономике

  • Государство способно осуществить свои экономические функции, лишь имея достаточную экономическую опору. Такой опорой является государственный сектор хозяйства.

  • Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в которой действовали государственные предприятия и учреждения (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождест­вляют с совокупностью форм непосредственного участия государства в производстве, распре­делении, обмене и потреблении.

  • Государственный сектор состоит из:

  • а) сферы государственной предпринимательской деятельности, основанной на государст­ венной собственности, на функционировании государственных предприятий и учреждений;

  • б) сферы государственных финансов, центрами которой являются государственный бюджет и Центральный банк. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тесно связаны с налоговой системой, а расходы — с выполнением

  • 113

  • государством ряда задач и функций: социальной, управления, обороны, производства общественных товаров, экологической и др. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государственную денежную систему.

  • Размеры государственного сектора должны соответствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вызывает и рост государственного сектора.

  • Но бывает и так, что государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вызывает рост государственного сектора. Это снижает общую эффективность экономики и обусловливает необходимость разгосударствления и приватизации.

  • Развернувшийся в 80-е годы в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности:

  • – уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспо­собиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности; – современный процесс разгосударствления не равнозначен приватизации (переход предприятий в частную собственность). Сохранение государственной собственности и эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий; – деидеологизация, когда все более редкой становится ситуация, при которой социал-демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические противники — за расширение частного. Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных современных способах разгосударствления.

    1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж, поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного капитала; меры по демонополизации экономики.

    2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных).

    3. Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования: сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот и т.п.

    4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.

    1. Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы»).

    2. Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.

    3. Процесс приватизации государственных предприятий в России имеет ряд особенностей:

    1. протекает в общем русле рыночных реформ, направленных на трансформацию эконо­мической системы;

    2. организован сверху, осуществляется централизованно путем реализации специально разработанной государственной программы;

    3. осуществляется в очень сжатые сроки (по мировым меркам) и проходит в два этапа: а) «ваучерный» этап, б) этап денежной приватизации;

    4. основной формой приватизации средних и крупных предприятий является их акцио­нирование.

    1. Эффективность функционирования государственного сектора зависит от:

    1. соответствия его размеров выполняемым функциям;

    2. степени совершенства процедуры оценки и принятия государственных решений и программ;

    3. правильно выбранных инструментов регулирования экономики.