logo search
Untitled

2. Теоретические взгляды на государственное регулирование

  • Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики в современных условиях не отрицают представители ни одной из экономических школ.

  • Существует широкий спектр теоретических воззрений на границы и направления государст­венного вмешательства.

  • 110

  • Крайнюю позицию в этом вопросе занимает ортодоксальный марксизм, ратующий за государственную монополию в управлении национальным хозяйством. С точки зрения эконо­мистов-марксистов, по мере развития производительных сил происходит усиление процесса обобществления производства, что вызывает необходимость расширения рамок общественной (государственной) собственности на средства и результаты производства и усиления центра­лизованного планирования экономики. Рыночные регуляторы играют второстепенную роль и в перспективе должны «отмереть». В более современном варианте часть марксистов выступает за соединение плана и рынка, но при этом рынок занимает подчиненное положение по отношению к плану.

  • В западной (немарксистской) экономической науке существует несколько направлений, характеризующих роль государства в экономике.

  • Кейнсианство. Суть кейнсианской концепции состоит в следующем:

    1. объем произведенных товаров и услуг и соответственно уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня совокупного спроса (совокупных расходов); следовательно, активизируя и стимулируя этот уровень, можно воздействовать на расширение производства и предложение товаров;

    2. решающее значение в формировании и расширении совокупного спроса имеют инвестиции. Чем выше их прибыльность и ожидаемый от них доход, тем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства;

    3. государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процентной ставки либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы.

    1. Экономическую политику, отражающую идеи Дж.Кейнса, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

    2. Монетаризм. Его основные положения сводятся к следующему:

    1. рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самонала­живанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства;

    2. число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключаются налоговое, бюджетное регулирование;

    3. в качестве главного регулятора хозяйственной жизни служит денежно-кредитная (монетарная) политика государства;

    4. поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной монетарной политики. Ее следует заменить долгосрочной политикой, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику, цель которого — рост производственного потенциала.

    1. Экономика предложения. Суть этой теории — в переносе усилий с управления совокупным спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости.

    2. Основные положения концепции сторонников экономики предложения заключаются в следующем:

    1. главным стимулом развития производства является прибыль. Если очистить ее от некоторых налогов и социальных выплат, сократить предельную норму налогов, усилится внутренний импульс развития производства;

    2. социальные выплаты (пособия по безработице, пособия многодетным семьям) за определенными пределами ослабляют трудолюбие, делают невыгодным поиск рабочего места;

    3. следует отказаться от чрезмерного регулирования экономики. Во многих случаях государственное регулирование ограждает фирмы от конкуренции, создает некое подобие картеля. Тепличные условия не способствуют повышению эффективности производства;

    4. благотворное влияние на экономику имеет снижение налогов, которое рассматривается как средство стимулирования производства. Снижение налогов повышает стимулы к развитию производства и трудовой деятельности. Поэтому создается больший объем национального дохода. Меньше соблазна прибегать к лазейкам, чтобы уклониться от уплаты налогов. Соответственно объем налоговых поступлений не только не уменьшается, но может и возрасти.

    1. 111

    2. Теория экономики предложения, с одной стороны, близка к кейнсианской теории, так как занимается вопросами фискальной политики. С другой стороны, она противопоставляет себя кейнсианству, доказывая необходимость ограничения государственного вмешательства в экономику. Поскольку основной акцент сторонниками экономики предложения делается на рыночный механизм, она своими корнями уходит в классическую школу и вместе с монетаризмом, теорией рациональных ожиданий образует неоконсервативное направление экономической мысли.

    3. Институционализм. Институционализм как течение экономической мысли занимается изучением человеческого поведения и социальных институтов (корпораций, профсоюзов, государства и т.п.). Он исходит из того, что современная экономика не может быть объяснена только действием рыночных сил. По существу, институционалисты выступали за смешанную экономику.

    4. Таким образом, в западной экономической науке существует несколько направлений, характеризующих роль государства в экономике. Между ними есть общность и различия. Общее состоит в том, что они исходят из важности рыночной экономики. Различия заключаются в неодина­ковых взглядах на экономическую роль государства.

    5. 3. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

    6. Следует различать, с одной стороны, основные направления государственной деятельности, которые связаны с достижением определенных целей и выполнением основных функций государства, с другой — конкретные средства, инструменты, с помощью которых государство осуществляет эти функции. Набор этих средств достаточно разнообразен.

    7. Различают прямые (или административные) и косвенные (или экономические) инструменты регулирования. Прямое (директивное) вмешательство возможно по отношению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, стихийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Административные средства регулирования в значительной степени ограничивают свободу выбора. Они направлены на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.

    8. В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим регуляторам, так как они более гибкие, направлены на создание у предприятий экономической заинтересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.

    9. Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении субъектов рынка.

    10. К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий, антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государственного регулирования:

    11. антимонопольная политика, направленная на ограничение монополизации рынков;

    12. внешние отрицательные эффекты рыночных процессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов;

    13. социальная защита, т.е. определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивили­зованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, система социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.;

    14. область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.

    15. Таким образом, сфера применения административных инструментов достаточно широка.

    16. Но в рыночной экономике преобладают все же косвенные, экономические, инструменты регулирования. Выделим некоторые из них и дадим лишь общую их характеристику.

    17. 112

    1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Так, государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста. (Ее характеристику см. в теме 15.)

    2. Финансовая политика — это мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. (Ее характеристику см. в теме 14.)

    3. Внешнеторговая политика. Она связана со стимулированием экспорта и ограничением импорта.