logo search
Untitled

4. Фискальная политика государства: ее виды и механизм воздействия на экономику

  • Фискальная политика является важным инструментом государственного регулирования экономики. Она предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета.

  • С помощью изменения приоритетов в расходах можно осуществлять глубокие структурные преобразования экономики, сглаживать диспропорции в региональном развитии, гасить колебания экономического цикла и т.д.

  • Фискальная политика складывается из автоматической и дискреционной политики. Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, — это экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения экономической конъюнктуры, без принятия специального решения со стороны государства. К встроенным стабилизаторам относятся: прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различные социальные выплаты; программы по поддержанию малоимущих, многодетных; поддержки фермерства. В периоды экономического спада они препятствуют резкому сокращению совокупного спроса, а в периоды подъема экономики и сокращения безработицы — сдерживают его.

  • Автоматические стабилизаторы определяют первую «линию обороны», которой еще недостаточно для поддержания полной стабильности. Она дополняется дискреционной фискальной политикой.

  • Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем нацио­нального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Теоретической основой этой политики является кейнсианство и экономика предложения, различие между которыми состоит в следующем. Кейнсианская теория полагает, что для достижения высоких темпов экономического роста и полной занятости необходимо стимулировать совокупный спрос. А теория экономики предложения полагает, что необходимо стимулировать совокупное предложение.

  • Кейнсианский подход к регулированию совокупного спроса путем изменения государст­венных расходов и налогообложения рассмотрим с помощью макроэкономической модели «национальный доход — совокупные расходы». Ее общая характеристика дана в теме 11. Напомним, что в данной модели национальный доход (Y) равен величине национального продукта (Q), а последний есть совокупное предложение (AS); национальный доход равен располагаемому доходу; чистый экспорт равен нулю.

  • Для упрощения анализа предположим:

    1. фискальная политика оказывает влияние только на совокупный спрос;

    2. государственные расходы не влияют на потребление (С) и инвестиции (I);

    3. чистый экспорт равен нулю;

    1. учитывается влияние только личных подоходных налогов, величина которых постоянна и которые выплачиваются единовременно.

    1. Влияние государственных расходов на совокупный спрос иллюстрирует рис.14.2.

      1. Y2

      1. Национальный доход

      t

    1. 0

    2. Рис.14.2.

    1. Очевидно, что включение в анализ государственных расходов (G) сдвинет график совокупных расходов вверх и вызовет рост величины национального дохода с Y1 до Y2. Точка макроэкономического равновесия переместится из положения Е1 в положение Е2.

    2. 122

    1. Государственные расходы, таким образом, увеличивают совокупные расходы и тем самым стимулируют совокупный спрос, что, в свою очередь, ведет к увеличению национального дохода, и наоборот. Поэтому государственные расходы используются как средство макроэкономического регулирования, достижения стабильности и занятости.

    2. Подобно инвестициям, государственные расходы вызывают мультипликационный (множи­тельный) эффект. Мультипликатор государственных расходов (КG) показывает, на сколько вырастет объем национального дохода (Y) в результате роста государственных расходов (G):

    3. ΔY KG = ——, ΔG

    4. следовательно,

    5. ΔY = ΔG Ч KG.

    6. Поскольку мультипликатор государственных расходов действует аналогично мультипли­катору инвестиций, то его можно определить так же:

    7. K1 = KG = 1/MPS = 1/(1 – MPC).

    8. Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликативным эффектом. Однако их влияние на объем национального дохода имеет специфику: увеличение налогового приращения (ΔТ) уменьшит не только потребительские расходы (С), но и сбереже­ния (S).

    9. Поэтому мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государст­венных расходов.

    10. Мультипликатор налогов при изменении общего экономического равновесия дает полезную аналитическую информацию. Он показывает относительную величину изменения национального продукта в связи с уменьшением или увеличением налогового бремени.

    11. В зависимости от характера проводимой фискальной политики различают стимулирующую и сдерживающую (рестриктивную) фискальную политику.

    12. Стимулирующая фискальная политика проводится в периоды спада, вызванного недо­статком эффективного спроса. Она складывается из:

    1. увеличения государственных расходов;

    2. снижения налогов;

    3. сочетания роста государственных расходов со снижением налогов с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов.

    1. Такая фискальная политика называется антикризисной. Она базируется на концепции дефицитного финансирования, занявшей видное место в неокейнсианских теориях. Однако практическое осуществление этой политики оказалось не столь эффективным, как это ожидалось. Она усилила инфляционную неустойчивость экономики, особенно проявившуюся в 60-х – начале 70-х годов. Активные бюджетные дефициты также способствовали неконтролируемому росту денежной массы, обесценению национальной валюты. Таким образом, проведение стимулирующей фискальной политики в долгосрочном плане ослабило эффективность воздействия на экономику государственных расходов.

    2. Сдерживающая фискальная политика проводится в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом. Она складывается из:

    1. уменьшения государственных расходов;

    2. увеличения налогов;

    3. сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов.