logo search
Untitled

Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах

  1. Производство и ценообразование в условиях чистой конкуренции.

  2. Производство и ценообразование в условиях чистой монополии.

  3. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

  4. Производство и ценообразование в условиях олигополии.

Различают четыре довольно несхожие рыночные структуры, или модели, рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Они различаются по количеству и размерам фирм в отрасли, характеру производимой продукции (дифференци­рованная или стандартная), препятствиями на пути проникновения в отрасль новых конкурентов, возможностью контроля над ценой со стороны отдельных фирм и др.

1. ПРОИЗВОДСТВО И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Чистая конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:

– наличие большого числа независимо действующих конкурирующих фирм, имеющих

небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% общих продаж); – конкурентные фирмы производят стандартизованную продукцию и, следовательно,

отсутствуют основания для неценовой конкуренции: покупателям безразлично, продукцию

какой фирмы покупать; – конкурентные фирмы не могут устанавливать рыночную цену, они только приспо­сабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух; – не существует никаких препятствий (законодательных, технологических, финансовых и

др.) для свободного вхождения новых фирм в отрасль и выхода из нее. Из характеристики чистой конкуренции вытекают следующие необходимые для анализа предположения:

– поскольку цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирма

может, изменяя объем продаж; – линия цены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражает

абсолютную эластичность спроса.