logo search
Untitled

Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Анализ поведения строится на ряде предположений.

  1. Фирма является типичной средней, она получает нулевую прибыль, и у нее нет стимула покинуть отрасль. Фирма находится в состоянии длительного равновесия.

  2. Отрасль состоит из таких фирм и тоже находится в состоянии равновесия.

  3. С изменением рыночной конъюнктуры у фирм появляется стимул для входа (выхода) в отрасль, но это не влияет на цену ресурсов и, следовательно, на издержки. Это отрасль с постоянными издержками. В действительности в условиях ограниченности ресурсов вовлечение в производственный процесс их большего количества вызовет рост цен на них.

Воздействие вступления в отрасль новых фирм с постоянными издержками на предложение, цену и прибыль показано на рис.7.5.

0 1* *

Количество продукции

Q1 Q2 Количество продукции Рис.7.5. Временные прибыли и восстановление равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде

Допустим, что спрос на продукцию отрасли увеличился с D1 до D2, это привело к росту цены с Р1 до Р2. Фирма начинает получать чистую прибыль, что становится стимулом для вступления в отрасль новых конкурентов. Кривая рыночного предложения сдвигается с S1 до S2, выпуск продукции в отрасли возрастает с начального Q1 до уровня равновесия в долгосрочном плане Q2. Это вызывает понижение цен до первоначального уровня Р1, т.е. до цены, равной минимуму средних издержек. Чистая прибыль фирмы упала до 0, побудительные мотивы для вступления в отрасль новых конкурентов исчезают. Равновесие фирмы и отрасли восстановлено.

[Воздействие выхода фирм из отрасли на предложение, цену и прибыль рассмотрите самостоятельно].

Таким образом, конкуренция, которая проявляется во вступлении и оттоке фирм из отрасли, уравнивает цену с минимумом средних издержек в долгосрочном периоде.

70

Достижение конкурентной фирмой полного равновесия возможно при выполнении двух условий:

  1. предельный доход должен равняться предельным издержкам;

  2. цена должна равняться средним издержкам:

MR(P) = МС = min AC.

Равенство Р = МС означает, что ресурсы распределены эффективно. Фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.

Равенство Р = min АС означает, что при производстве любого количества продукции фирма использует минимум ресурсов и назначает самую низкую цену с учетом своих издержек (при данном уровне техники и технологий).

Другими словами, фирмы в условиях совершенной конкуренции производят максимально возможное количество продукции с наименьшими издержками. При этом рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства, поэтому данный тип рыночной структуры рассматривается экономической наукой как эталон эффективности.

2. ПРОИЗВОДСТВО И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

В понимании причин появления, сущности и последствий господства монополий марксизм и неоклассическое направление занимают различные позиции.

С точки зрения марксизма, появление монополии есть закономерный результат концент­рации и централизации производства и капитала. Под промышленной монополией понимается крупное капиталистическое предприятие или их объединение, которое сосредоточило значи­тельную долю производства и сбыта какого-либо продукта в одной или нескольких отраслях с целью извлечения монопольных прибылей*.

С точки зрения неоклассического направления, появление монополии есть следствие благоприятного положения фирмы на рынке, которое складывается под влиянием барьеров, предотвращающих появление новых продавцов**.

Среди основных барьеров можно указать следующие.

Исключительные права, полученные от правительства на определенный вид деятельности, например, транспортные услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Многие государства сами имеют монополию в продаже спиртных напитков, являются единственными легальными представителями игорного бизнеса, организуют государственные лотереи.

Патенты и авторские права. Они обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет, поэтому создаваемая таким образом монополия является временной. Такой вид монополии называют еще закрытой монополией.

Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы, необходимые для производства продукта.

Экономия на масштабе производства, или эффект масштаба. Суть его состоит в том, что долгосрочные средние издержки минимальны, если отрасль представлена одной, а не несколькими конкурирующими фирмами. Иначе говоря, высокоэффективное производство с низкими издержками достигается только в крупных фирмах***. Такую монополию часто называют естественной монополией. Она преобладает в области местного обеспечения электроэнергией, газом, услуг телефонной связи.

Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми конкурентами.

* Закономерности образования монополий и их формы обстоятельно рассмотрены В.И.Лениным в

фундаментальном труде «Империализм как высшая стадия капитализма».

** Проблема входных барьеров при вступлении па рынок впервые рассмотрена в работах современного

американского экономиста Дж.Бейна.

*** В связи с развитием НТР критерий экономии затрат, связанный с деятельностью одной фирмы в отрасли,

подвергается корректировке. Так, из-за внедрения системы спутниковой связи может перестать быть

естественной монополией дальняя телефонная связь.

71

Таким образом, чистая, или абсолютная, монополия — это модель рынка, которая характеризуется рядом черт:

– фирма является единственным производителем продукта, не имеющего заменителя;

– контролируя общий объем предложения, фирма диктует цену товара;

– вступление новых конкурентов в отрасль заблокировано техническими, экономическими, юридическими моментами.

Рассмотрим поведение чистой монополии в области цен и производства по сравнению с конкурентной фирмой. Решающие различия между ними состоят в следующем.

  1. Предложение чистой монополии является рыночным (отраслевым).

  2. Спрос на продукцию чистого монополиста является рыночным спросом. Он эластичен по цене, кривая спроса D имеет отрицательный наклон. Это значит, что понижение цены увеличивает число продаж. Однако понижать цену можно до определенного уровня — минимума средних издержек, далее фирма столкнется с убытками. В связи с этим различают эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополиста.

  3. Монополист может влиять на цену, изменяя количество продаж. Он максимизирует прибыль, выпуская такой объем, при котором MR = МС. Затем он устанавливает цену, которая побуждает покупателей приобрести этот объем. При этом MR < Р, для каждой единицы, кроме первой. Это связано с тем, что более низкая цена используется при продаже не только дополнительной единицы продукции, но и всей предшествующей. Графически кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса цены (рис.7.6).

    1. Объем производства

    Рис.7.6. Спрос, предельный и общий доходы монополиста

  1. 4. Существует особая связь между общим и предельным доходами. При движении вниз по эластичному отрезку кривой спроса предельный доход положителен, и, следовательно, общий доход возрастает. Когда предельный доход равен 0, общий доход достигает максимума. При дальнейшем движении вниз предельный доход становится отрицательным, общий доход понижается. Поэтому на неэластичном отрезке кривой спроса монополист никогда не понизит цену.

  2. Процесс выбора монополией цены и объемов производства, которые максимизируют прибыль, графически изображен на рис.7.7. Предполагается, что издержки чистого монополиста равны издержкам конкурентной фирмы.

    1. i

    1. yMС

    1. / ATС

    1. m

    1. 1234567890

    1. Cm

    1. / ^D(p)

    1. MR

    1. Q

    1. m Объем производства

  1. Рис.7.7. Положение чистого монополиста, максимизирующего прибыль

  1. Объем производства, при котором максимизируется прибыль монополиста, соответствует точке пересечения кривых MR и МС и равен Qm. Для того чтобы продать этот объем, монополист устанавливает цену, равную Рm. При этой цене он получает прибыль на единицу товара, равную Рm – АСm; при объеме выпуска Qm чистая прибыль равна (Рm – ACm) Ч Qm. На графике она показана заштрихованным прямоугольником. Вероятность получения чистых прибылей у чистой монополии

  2. 72