4. Предприятие (фирма), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике
Основной структурной единицей рыночной экономики является фирма (предприятие).
Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. |
Есть ли различие между фирмой и предприятием? Если хозяйственное звено является юридическим лицом, то оно уже представляет собой объект хозяйственной деятельности, будь то фирма или предприятие. Вместе с тем в экономическом лексиконе часто термин "фирма" используется как обобщающее понятие: фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.
В настоящее время только в странах с развитым рыночным хозяйством действует несколько десятков миллионов фирм. Исторический опыт хозяйствования породил множество их видов, отражающих различные формы и способы привлечения и использования капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков.
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы: промышленные, торговые, транспортные, страховые, инжиниринговые, банковские, финансово-инвестиционные, научно-исследовательские, инновационные, оказывающие различного рода услуги (связи, бытового обслуживания и т.д.).
Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему суммарных продаж группа - промышленные фирмы (предприятия). К их числу относят предприятия, у которых не менее 50% продаж составляет продукция собственного производства.
Также велико количество фирм, занятых торговлей внутренней и внешней. Их деятельность носит, как правило, посреднический характер. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо быть независимыми и юридически, и экономически.
Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Выделяются судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Последние в большинстве стран малорентабельны или убыточны, поэтому, как правило, их берет в свои руки государство.
Развитая рыночная экономика невозможна и без многочисленных банковских, страховых, лизинговых, финансово-инвестиционных фирм, связанных с ценными бумагами, недвижимостью, арендными отношениями.
Во всех странах действует большое число научно-исследовательских, инновационных (венчурных или рисковых), информационных, консультативных, аудиторских фирм, оказывающих разного рода услуги.
С учетом отраслевой сферы деятельности (этот критерий шире степени охвата видов и форм хозяйственной деятельности) различают многоотраслевые и диверсифицированные фирмы. Различают два типа диверсифицированных фирм. Первый тип предполагает при всем многообразии сфер деятельности сохранение достаточно выраженного профилирующего производства. Например, американская компания "Американ экспресс" осуществляет банковские и валютные операции, страхование, брокерские операции, а также услуги в области туризма, занимается издательской деятельностью. Чаще всего это концерны - группы предприятий (дочерних фирм), сосредоточенных вокруг одного предприятия (материнской компании), которое держит акции этой группы. Концерны обладают значительной экономической устойчивостью и конкурентоспособностью, ибо могут быстро перевести капитал из менее перспективных в более перспективные отрасли.
Второй тип диверсифицированных фирм - объединения (или конгломераты) - характеризуется отсутствием доминирующего отраслевого ядра. Здесь сосредоточены различные виды хозяйственной деятельности, не имеющие между собой никаких производственных связей. Основная цель таких объединений - получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций. При таком распылении своей деятельности конгломераты со временем начинают проигрывать в конкурентной борьбе со специализированными фирмами. Тогда они концентрируют свои усилия на производственном профиле компании, пересматривают свою рыночную стратегию, освобождаются от отдельных филиалов и отделов и превращаются, по существу, в фирмы первого типа.
По критерию территориально-национальных, масштабов деятельности все фирмы делятся на национальные и транснациональные корпорации (ТНК). Последние представляют собой крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности.
По степени концентрации производства фирмы распадаются на крупные, средние и мелкие (последние относят к малому бизнесу). Критерии отнесения фирм к тому или иному разряду весьма условны и дифференцированы по странам. Так, в США к малым промышленным фирмам относят обычно такие, где занято до 500 чел., к средним - от 500 до 1000 чел.; в большинстве стран Европы средними считаются предприятия, привлекающие от 50 до 500 работников, а в Японии - от 30 до 300 человек. Каждый из этих типов фирм характеризуется специфическими условиями функционирования и использует особые стратегии в конкурентной борьбе.
Крупные фирмы имеют преимущества перед средними и мелкими предприятиями:
- они характеризуются устойчивостью, за счет больших ресурсов и доходов имеют большие возможности для маневрирования ресурсами, пережидания неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Крупные предприятия, как правило, не ликвидируются физически, а лишь меняют владельцев. Они способствуют повышению экономической стабильности в стране;
- крупные фирмы могут наладить и налаживают массовое производство, что позволяет насытить рынок нужными товарами. Так, в США 1,4% крупных хозяйств производят 32% сельскохозяйственной продукции, а 34% мелких фирм - лишь 3,2% этой продукции;
- крупные фирмы имеют возможность использовать новейшую дорогую технику, освоить новые отрасли, обеспечить крупномасштабное строительство, проводить крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), т.е. они являются проводниками научно-технического прогресса;
- масштабы производства позволяют крупным фирмам иметь значительную экономию труда, ибо она ведет к сокращению издержек производства и обращения на единицу продукции, увеличению дохода на единицу капиталовложений.
Преимущества крупного предприятия породили мнение о том, что будущее экономики развитых стран в функционировании этих фирм. Через эти иллюзии прошли многие страны (и США, и европейские государства, и Россия, и Узбекистан).
Укрупнение предприятий осуществляется на основе концентрации и централизации капитала. Концентрация капитала означает увеличение производства путем привлечения дополнительных инвестиций. Централизация капитала - процесс увеличения производства путем объединения мелких и средних предприятий в одну крупную фирму.
Увеличение производства имеет свои пределы, за которыми укрупнение предприятия становится невыгодным. Такая ситуация называется ситуацией падающей доходности фирмы. Ее можно изобразить графически (рис.19).
Рис. 19. Динамика доходности фирмы
Средние фирмы в западных странах составляют в среднем около 20% всей численности предприятий. Средние предприятия не обладают такой многочисленностью и гибкостью, как мелкие предприятия, и не имеют такой мощи, как крупные. Но они более устойчивы, чем мелкие, так как специализированный рынок, на который они работают ("нишевая" специализация), менее подвержен колебаниям. Средние фирмы выступают конкурентной силой для крупного бизнеса и имеют тенденцию к монополии. Они являются источником дальнейшей концентрации капитала.
Мелкие фирмы - самые многочисленные в рыночной экономике, характеризуются гибкостью, способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос на рынке, быстрым обновлением. Мелкие предприятия выступают своего рода фундаментом рыночной экономики, не допуская появления дефицита товаров на рынке, поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности, невысоким ценам, низким издержкам производства из-за отсутствия расходов по управлению, рекламе и т.д. - в этом роль малого бизнеса в развитой рыночной экономике. Причины выживания мелких предприятий в следующем:
- включение мелкой фирмы в структуру крупного предприятия чаще оказывается менее выгодным, чем оказание ей помощи и деловое с ней сотрудничество;
- мелкие фирмы выбирают те сферы деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. они не встают на пути среднего и крупного бизнеса;
- мелкие фирмы обладают особой привлекательностью для человека: он более независим, может заниматься любимым делом;
- для их создания нужен небольшой капитал и поддержка со стороны государства.
В зависимости от форм собственности на капитал различают частные и государственные предприятия (фирмы).
В рамках частной собственности (так как она неоднородна) выделяют индивидуальные и групповые формы собственности и соответственно три типа фирм:
- единоличного владения;
- партнерства - предприятия, которым на паях владеют два или более лиц;
- корпорации или акционерные общества.
В развитой экономике количественно преобладают фирмы единоличных собственников. Однако большинство из них (81% от общего числа) - мелкие и мельчайшие. К малому бизнесу относятся и большая часть партнерств (62%). Средние и крупные предприятия, как правило, функционируют на основе акционерной формы собственности.
Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством различных стран, среди которых выделяются: единоличные (индивидуальные) предприятия, товарищества (или партнерства) и общества.
Различают товарищества полные (где предприниматели объединяют свой капитал и несут неограниченную имущественную ответственность по своим обязательствам), общества с ограниченной ответственностью (где объединяется капитал, а не деятельность, а по обязательствам отвечают лишь своим собственным вкладом) и акционерные общества. Особую форму предприятий составляют коммандитные и коммандитно-акционерные товарищества, соединяющие в себе черты полного товарищества и общества. В таких фирмах имеются действительные члены (они несут неограниченную ответственность имуществом) и вкладчики (их ответственность в пределах вклада, поэтому них говорят как об "ограниченных" или "спящих" партнерах). Коммандитно-акционерные товарищества имеют возможность привлечения дополнительных средств за счет эмиссии акций и свободной их продажи на рынке ценных бумаг. Широкого распространения они не получили ввиду законодательных ограничений по привлечению заемных средств в форме выпуска облигационных займов.
Акционерные общества (АО) представляют собой объединение капиталов для осуществления какой-либо хозяйственной деятельности путем выпуска акций. В США их называют корпорациями (от лат. "союз", "объединение"). Членами общества могут быть как юридические, так и физические лица. В зависимости от способа распространения ценных бумаг различают акционерные общества открытого (их акции свободно продаются и покупаются) и закрытого типа (здесь акции распространяются между учредителями и на свободный рынок не поступают).
Преимущества АО в том, что они имеют возможность широкого привлечения дополнительного капитала, обеспечивают профессиональное управление, хозяйственная деятельность сопровождается ограниченной ответственностью акционеров. Недостатки этой формы предприятий в громоздкости управления, низкой оперативности действий, склонности к монополизации и строгому контролю за деятельностью управления. И все же акционерная форма является основной в организации крупного и крупнейшего производства и играет решающую роль в современном рыночном хозяйстве.
Особой организационно-правовой формой предприятий являются кооперативы, которые представляют собой общества, объединения людей не непосредственно с целью получения прибыли и доходов, а для оказания помощи и содействия членам кооператива в их хозяйственной деятельности (сбытовые, кредитные, жилищные, потребительские). Производственные же кооперативы в сельском хозяйстве получили название колхозов, в промышленности их можно назвать "народными" предприятиями. Здесь собственники средств производства одновременно являются тружениками.
Государственные предприятия выпускают товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Они функционируют при сочетании коммерческих и некоммерческих начал. Государственные предприятия можно разделить на три группы:
- бюджетные (ведомственные);
- общественные (публичные) корпорации;
- смешанные акционерные общества.
Бюджетные предприятия не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности, входят в систему административного управления и подчиняются соответствующим министерствам, ведомствам или местным органам управления.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой государственных предприятий являются общественные (публичные) корпорации, создаются они на основе специальных правительственных постановлений в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Публичные корпорации имеют собственный капитал, образуемый за счет государственных фондов, акционерного капитала и прибыли. В случае необходимости публичные корпорации могут быть легко преобразованы в смешанные предприятия, которые функционируют на основе различных форм собственности. Эффективность государственных предприятий, как правило, ниже частных, ибо они лишены свободы в хозяйственной деятельности, ценообразовании, часто продают свою продукцию по себестоимости, создаются там, куда частный капитал не вкладывается (в силу убыточности, малой рентабельности или отдаленной перспективы результатов), а также в силу того, что государство их опекает, покрывает убытки, в результате мотивация к эффективному труду снижена.
Предприятие в рыночной экономике самостоятельно принимает решение, что производить, для кого и каким образом, подчиняет свои действия принципу рационального поведения в условиях свободного рынка. Сущность этого принципа - в оптимизации благосостояния участников свободной конкуренции. Для предприятия это означает получение доходов, прибыли.
Но эту цель нельзя понимать как максимизацию прибыли - это слишком упрощенно. Почему? Дело в том, что в отдельном конкретном случае максимум прибыли может ослабить устойчивость предприятия, так как привлечет конкурентов, дополнительный капитал в создание аналогичных производств (предприятий), ибо каждый участник свободной конкуренции вкладывает капитал туда, где можно получить больше прибыли. В результате на рынке вырастает предложение данных товаров, снижаются цены, сокращаются доходы и положение предприятия (фирмы) может оказаться неустойчивым.
Принимая во внимание данный рыночный механизм, предприятие стремится не к временному максимуму прибыли, а к постоянному и устойчивому доходу. Для этого предприятие не должно замыкаться на производстве одного продукта. В этом случае его положение будет неустойчивым на рынке, особенно во время структурных кризисов.
Многопрофильная фирма убытки от одного товара (в случае неблагоприятной конъюнктуры на рынке) может перекрыть доходами от производства других товаров или услуг. Кроме того, ориентация на производство одной продукции неперспективна, так как предприятие может попасть в тупиковую ситуацию из-за затухания жизненного цикла выпускаемого товара (например, выпуск хомутов, телег в период развития автомобилестроения). Если же предприятие ориентируется на многопрофильную модель, то в этом случае возможно совмещение разных циклов производства товара (от зарождения, внедрения их в производство - через рост и зрелость - к спаду, затуханию их выпуска), что обеспечит предприятию стабильный и устойчивый доход.
При определении выбора производимых товаров считается желательным достижение положительного синергического эффекта (условно он обозначается как 2+2=5). В этом случае совокупная результативность всех видов деятельности выше, чем простая сумма результатов производства каждого товара в отдельности. Это возможно, когда предприятие имеет дополнительный эффект за счет общности сырьевой базы (переработки доходов), технологии (в военной и гражданских отраслях), использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.
Традиционная теория фирмы исходит из того, что поведение фирм определяется единственным их желанием максимизировать прибыль, которое становится возможным при равенстве предельных издержек и предельного дохода. В связи с тем, что подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно затруднителен, нет 100% достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его эластичности по ценам и доходам, практически невозможно предугадать действия конкурентов и оценить последствия их активности, ибо нельзя считать, что традиционная теория лучшим образом объясняет поведение фирмы. В результате появляются альтернативные теории, объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками.
Менеджериальная теория фирмы утверждает, что экономическое поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их целью является максимизация объема продаж и поступающего в результате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки.
Социологические исследования института стратегического планирования США показали, что в краткосрочном периоде фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном - их больше волнует максимизация прибыли.
Существуют теории, которые утверждают, что собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно - максимизацию роста фирмы. Владельцы стремятся к увеличению капитала, преследуя цель личного обогащения, которая безгранична. Менеджеры желают повысить свой личный статус и жалованье. Экономический рост фирмы позволяет менеджеру расширить штат, внедрить новые проекты, что, в свою очередь, повышает его статус, ибо в его подчинении находится большее количество работников, растет его ранг в служебной иерархии. При этом менеджеры предпочитают растущую фирму просто крупной фирме. Рост фирмы возможен на основе концентрации производства и капитала и на основе централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.
Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель (прибыль, объем продаж, рост), а несколько. Сегодня фирма - сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Интерес высшего руководства фирмы - повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость. Интерес акционеров - получить высокие дивиденды. Интерес менеджеров - повысить свой социальный статус, сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов. Интерес наемных рабочих - высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.
Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды (экономические, экологические, политические и социальные условия), в которой существует и функционирует фирма.
- Оглавление
- Глава 13. Национальная экономика и экономический рост 406
- 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории
- 1) Хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. Д.);
- 3. Главные направления современной экономической мысли
- 1) Неоклассическое;
- 2) Кейнсианское;
- 3) Институционально-социологическое.
- 1) Специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровнях;
- 2) Науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
- 3) Цикл учебных дисциплин в вузах сша и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.
- Основные понятия и термины
- 2. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой
- 3. Методология экономической теории
- 1) Субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
- 2) Неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
- 3) Рационалистический;
- 4) Диалектико-материалистический.
- 1) Естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;
- 1) Физиологические (в еде, питье, сне и т.Д.);
- Основные понятия и термины
- 2. Формы и модели общественного хозяйства
- 1) Общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства;
- 2) Частная собственность на средства производства и продукты труда; 3) личный труд собственника средств производства;
- 4) Удовлетворение общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда;
- 5) Осуществление экономической связи между людьми через рынок, то есть ее общественный характер.
- 1) Превращение массы производителей в свободных, но лишенных всяких средств производства - процесс, означающий появление на рынке нового товара - рабочей силы;
- 2) Сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства.
- 3. Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе
- Общие моменты любой экономической системы
- 1) Первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;
- 2) Вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
- 3) Коммунистическая общественная формация.
- 1) Замкнутое домашнее хозяйство, где созданные блага потребляются в самом хозяйстве без обмена;
- 2) Городское хозяйство, где имеет место непосредственный обмен и блага переходят непосредственно из производящего хозяйства в потребляющее;
- 3) Народное хозяйство, где блага на основе товарно-денежного обмена проходят через целый ряд хозяйств, прежде чем поступят в потребление.
- 1) По форме собственности на средства производства;
- 2) По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
- Основные понятия и термины
- Глава 4. Рынок: содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура
- 2.Сущность рынка как экономической категории и самостоятельной подсистемы в национальной экономике. Функции рынка
- 3.Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике
- 4.Система, структура и инфраструктура рынка
- 5.Биржи и их роль в рыночной экономике
- Основные понятия и термины
- 2. Предложение
- 3. Равновесие рынка. Условия равновесия
- 4. Конкуренция: понятие, виды, политика
- Основные понятия и термины
- 2. Полиморфизм собственности в рыночной экономике
- Государственная собственность
- Частная собственность
- Коллективная (групповая) собственность
- 3. Разгосударствление и приватизация: пути и формы, опыт зарубежных стран
- Три аспекта приватизации
- Основные понятия и термины
- 2. Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение
- 3. Деньги как развитая категория рыночных отношений. Функции денег как система
- Деньги как средство обращения
- Деньги как средство платежа
- 4. Эволюция денег
- Основные понятия и термины
- Глава 8. Субъекты рыночной экономики
- 2. Общая характеристика субъектной структуры рыночного хозяйства
- 3. Потребители и их поведение в рыночной экономике
- 4. Предприятие (фирма), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике
- 5. Государство и его рольв системе рыночного хозяйства
- Основные понятия и термины
- Глава 9. Новая экономика домашнего хозяйства. Семья в рыночной экономике
- 2. Система функций семьи
- 3. Семейный бюджет
- Основные понятия и термины
- 2. Понятие и виды экономического риска
- 3. Управление риском
- Основные понятия и термины
- 2. Зависимость роста производства от использования факторов производства
- 3. Основные понятия, характеризующие современную хозяйственную деятельность
- 4. Издержки производства
- 5. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов
- Основные понятия и термины
- 12. Распределение: функциональное и индивидуальное
- 2. Факторные доходы и их функциональное распределение
- 3. Индивидуальное распределение. Перераспределение доходов
- Основные понятия и термины
- Модель экономического оборота
- Типы воспроизводства
- 2. Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- Основные различия кейнсианского и классического подхода
- Макроэкономические модели
- 3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.Экономический рост и циклическое развитие
- Описание цикла
- Основные понятия и термины
- Глава 14. Совокупный спрос и совокупное прдложение. Функция потребления и сбережения, инвестиций. Макроэкономическое равновесие
- 2. Совокупное предложение
- 3. Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор
- Средняя и предельная склонность экономики к сбережению и потреблению
- Мультипликатор. Эффект мультипликации
- 4. Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- Влияние факторов, не связанных со ставкой процента, на кривую инвестиционного спроса
- Модель акселератора
- Нестабильность инвестиций
- 5. Макроэкономическое равновесие
- Равновесие фирмы
- 1. Ситуация нескоординированной олигополии
- Равновесие национальной экономики
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Основные понятия и термины
- 2. Потребительский рынок и его проблемы
- 3. Формирование товарной политики
- Основные понятия и термины
- Модели рынков труда промышленно развитых стран мира Японская модель
- Модель сша
- Шведская модель
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- Особенности рынка труда в Узбекистане
- 4. Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая филлипса
- 5. Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель узбекистана)
- Понятие социальной защиты. Социальная защита населения в Узбекистане
- 2. Единые пособия семьям с детьми до 16 лет.
- Основные понятия и термины
- Глава 17. Макроэкономическая нестабильность и инфляция
- 2. Виды инфляции и механизм их действия
- Открытая и подавленная инфляция
- 3. Социально-экономические последствия инфляции
- 4. Варианты антиинфляционной политики
- Основные понятия и термины
- История денежной единицы России
- 2. Денежная масса. Предложение и спрос на денеги
- 3. Теоретические модели спроса на деньги Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- 4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- Основные понятия и термины
- 2. Основы кредитно-денежного регулирования
- Инструменты кредитно-денежной политики
- Преимущества мер прямого контроля заключаются в следующем:
- Косвенные инструменты
- 3. Сущность резервных требований
- 4. Операции на открытом рынке
- Операции Центрального банка Узбекистана на открытом рынке
- Широкие категории операций на открытом рынке
- Операции с иностранной валютой
- 5. Роль центрального банка в осуществлении денежно-кредитной политики
- Балансовый отчет типового Центрального банка
- Влияние денежно-кредитной политики на макроэкономическую ситуацию
- Воздействие денежно-кредитной политики на процессы в финансовом секторе
- Исполнение государственного бюджета Республики Узбекистан в 1995 г.
- Основные понятия и термины
- 2. Инструменты рынка ценных бумаг
- 3. Организация, обращение и регулирование рынка ценных бумаг
- Организация рынка ценных бумаг
- Обращение ценных бумаг
- Регулирование рынка ценных бумаг
- Механизмы регулирования рынка ценных бумаг
- Обеспечение рынка ценных бумаг
- Основные понятия и термины
- 2. Финансовая система и ее субъекты
- 3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- Основные понятия и термины
- 2. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 3.Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Доходы государственного сектора
- Расходы государственного сектора
- Дефицит государственного сектора
- Методы финансирования бюджетного дефицита
- 4. Анализ бюджетной политики узбекистана
- Основные понятия и термины
- Формы кредита
- 2. Структура банковской системы
- 3. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике
- 4. Денежная политика: цели и инструменты
- Основные понятия и термины
- Глава 24. Финансово-кредитная политика в рыночной экономике
- 2. Инструменты и типы финансово-кредитной политики
- 3. Современное состояние финансово- кредитной политики в условиях макроэкономической стабилизации в узбекистане
- Структура капитальных вложений по источникам финансирования (в% к итогу)
- Основные понятия и термины
- 2. Принципы налоговой политики и функции налогов
- 3. Общая характеристика налоговой и фискальной политики
- 4. Виды и инструменты фискальной политики
- Основные понятия и термины
- 2. Основные понятия и принципы прогнозирования комплексного развития региона или административного района
- Основные понятия и термины
- 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
- 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
- Основные понятия и термины
- 2. Проблемы эффективности международного разделения труда и его модели (теории)
- Основные понятия и термины
- Глава 29. Международная торговля и мировой рынок
- 2. Внешнеторговый мультипликатор
- 3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика узбекистана
- Динамика товарной структуры экспорта и импорта в 1996-1997 гг.
- Товарная структура эспорта и импорта в 1997 г. В процентах
- Основные понятия и термины
- 2. Перспективы международного сотрудничества в экономике разоружения
- 3. Экономические основы решения экологического кризиса. Мирное освоение космоса и мирового океана
- 4. Решение проблемы обеспеченности энергией и сырьем - важнейший фактор развития мировой цивилизации
- 5. Продовольственное обеспечение населения - непременное условие выживания
- 6. Демографические процессы и проблемы рынка труда
- Основные понятия и термины