3. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:
– наличие относительно большого числа независимо действующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции; в типичном случае размер рыночной доли фирмы составляет от 1 до 10%;
– фирмы производят товар, обладающий исключительными качествами или характеристиками, которые служат основанием для предпочтения их товара товару конкурирующих фирм; это является основой неценовой конкуренции;
– фирмы не считаются с реакцией соперников при выборе цен на свои товары и объемов годовых продаж;
– сравнительная легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.
73
Из характеристики модели монополистической конкуренции вытекают следующие положения.
Первое. Кривая спроса монополистического конкурента, как и чистой монополии, наклонена вниз. Она менее эластична, чем у конкурентной фирмы, но более эластична, чем у чистого монополиста. Степень эластичности зависит от числа конкурентов и дифференциации продукции: чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем монопольная конкуренция ближе к чистой.
Второе. Монополистический конкурент может поднять цену на свой товар без падения продаж до 0. Вследствие дифференциации продукции всегда будет достаточное число потребителей, готовых заплатить более высокую цену.
В краткосрочном периоде монополистический конкурент может получить прибыль, а может столкнуться с убытками. Стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки), монополистический конкурент производит такой объем продукции, при котором MR = МС. Эти ситуации представлены на во многом схожи с поведением чистого монополиста.
В долгосрочном периоде чистая прибыль привлечет новые фирмы. Увеличение числа соперничающих фирм увеличивает предложение товара, число имеющихся заменителей. Спрос на продукт любой отдельной фирмы падает и становится более эластичным по цене; цена и предельный доход падают. Новые фирмы продолжают входить на рынок до тех пор, пока чистая прибыль не исчезает.
Убытки вызовут массовый выход фирм из отрасли и перемещение их ресурсов в более выгодные предприятия. Сокращение предложения товара увеличит спрос на продукт отдельной фирмы; цена и предельный доход возрастают. Выход фирм из отрасли продолжается до тех пор, пока убытки не исчезнут, и фирмы будут получать нулевые прибыли.
Таким образом, в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает нулевую прибыль и находится в состоянии равновесия. У него нет стимула для выхода из отрасли.
С точки зрения использования ресурсов, модель монополистической конкуренции не является эффективной. Оптимальный объем производства не достигает величин, где средние издержки фирмы минимальны; более высокой является и цена. Для монополистического конкурента, как и для чистого монополиста, (МС = MR) < min AC < Р.
Если же оценить эффективность этой модели с точки зрения удовлетворения запросов потребителей, то многообразие товаров более предпочтительно, чем однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.
4. ПРОИЗВОДСТВО И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ
Олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo — продаю, торгую) — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:
– наличие наибольшего числа фирм, господствующих на рынке однородного или дифференцированного продукта;
– каждая фирма при установлении объемов продаж, цены, учитывает реакцию своих конкурентов;
– появление новых фирм затруднено или невозможно.
В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию.
Чистые олигополисты производят однородный стандартизованный продукт: алюминий, цемент, сталелитейную, химическую продукцию.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Она обычно специализируется на выпуске товаров потребительского назначения — автомобили, покрышки, камеры, электробытовая техника и т.д.
Точно не определено, сколькими фирмами представлена олигополистическая отрасль. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более продаж. Поэтому единой модели олигополии не существует. Различают несколько ее типов:
– «расплывчатая» олигополия, где господствуют 6–10 фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта;
74
– олигополия «доминированная», представленная несколькими фирмами разных размеров,
одна из которых контролирует половину и более общих продаж продукта; – «жесткая», или «концентрированная» олигополия, представленная двумя-пятью крупными
фирмами, контролирующими до 100% общих продаж продукта. Олигополия охватывает случаи, когда фирмы действуют в сговоре (тайная олигополия) и когда — независимо друг от друга.
Конкуренцию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии можно измерить с помощью индекса Герфиндаля (Н). Его построение предполагает знание числа фирм, действующих в отрасли (от 1 до n), и доли каждой в общем объеме продаж в процентах (S):
n
H = S21 + S22 + S23 + … + S2n = ΣS2i.
i=1
Существование различных типов олигополии не позволяет выработать единую модель олигополистического ценообразования.
Но очевидно, что олигополистическая модель рынка обусловливает необходимость согласованного поведения фирм, при котором каждая получит больше, чем при независимых действиях. В условиях олигополии у фирм возникает дополнительная цель — максимизация совокупной прибыли. Отсюда понятно их стремление договориться об уровне цен и разделе рынка.
Если фирмы с целью максимизации общей прибыли вступают в прямой тайный сговор (картель, формальное, или джентльменское, соглашение), то общая цена и объем производства, максимизирующие прибыль, определяются так же, как и при чистой монополии.
Если фирмы заинтересованы в максимизации не текущих, а перспективных прибылей, они устанавливают цену, ограничивающую вход на рынок новых фирм. Эта цена ниже минимально возможных средних издержек любого нового потенциального производителя и, следовательно, фирмы-олигополисты получат только нулевую прибыль.
На практике тайные соглашения трудно создать и сохранить, так как существуют различного рода барьеры: правовые, различия в спросе и издержках, число фирм в отрасли и др. Поэтому в отраслях с «концентрированной» олигополией фирмы прибегают к политике «лидерства в ценах» как менее явному средству регулирования цен. В соответствии с ней наиболее крупная или наиболее эффективная фирма в отрасли — лидер — устанавливает цену так, чтобы максимизировать свою прибыль, а другие фирмы следуют за ней. Эта модель называется частичной монополией, так как лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене. При этом ценовой лидер придерживается следующей тактики:
– корректировка цен делается редко, когда значительно изменяются спрос, издержки, так как всегда есть риск, что конкуренты не последуют за лидером;
– о предстоящем повышении цен сообщает заранее. Ни одна из известных моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с ее поведением. Каждая из них характеризует отдельные аспекты деятельности фирмы-олигополиста.
Западная экономическая мысль рассматривает олигополию как прогрессивную структуру, несмотря на то, что она похожа на чистую монополию и действует аналогично — ограничение выпуска продукции, более высокая, по сравнению с конкурентным рынком, цена, слабые стимулы к НТП.
Олигополии присущи не только все положительные свойства монополии. По мнению И.Шумпетера, Дж.М.Кларка и др., она создает условия для эффективной конкуренции, которая, в свою очередь, обеспечивает наилучшую основу для развития производства. В каждый момент можно приблизительно учесть объем спроса и предложения, спрогнозировать движение цен, предсказать возможные действия конкурентов и отреагировать на них. Все это существенно изменило формы конкуренции. Ценовая конкуренция в форме войны цен стала неэффективна, она проводится посредством маневрирования ценами; усилились роль и значение неценовой конкуренции, которая основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.д.
75
Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера: L = (Р – МС)/Р. Его величина колеблется от 0 до 1. При совершенной конкуренции, где Р = МС, он равен 0. Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти.
- Л. Ю. Руди экономическая теория Учебно-методический комплекс
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4. Формы контроля
- Раздел 2. Содержание дисциплины 2.1. Тематический план
- 2.2. Содержание разделов и тем
- Раздел I. Введение в экономическую теорию
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- Раздел II. Микроэкономика
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- Тема 6. Предприятие в системе рыночных отношений
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Раздел III. Макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- Тема 15. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная (монетарная) политика государства
- Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Вопросы для подготовки к экзамену
- 3.2. Литература
- 3.3. Нормативные акты
- Раздел I
- Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
- 1. Производство и его роль в общественном развитии
- 3. Экономические законы: общая характеристика
- 4. Метод экономической теории
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Собственность и экономические системы общества
- 2. Собственность, ее содержание, типы
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Товарная организация общественного производства
- 4. Происхождение, сущность и функции денег
- Контрольные вопросы
- Раздел II
- Тема 4. Функционирование свободного рынка
- 1. Спрос, предложение и цена. Рыночное равновесие
- 3. Эластичность спроса и предложения
- 4. Закономерности потребительского поведения
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- 1. Особенности формирования спроса и предложения на основные факторы производства
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Рынок земли и земельная рента
- 4. Рынок капитала и процент
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Предприятие (фирма) в системе рыночных отношений
- 1. Основные формы предприятий (фирм)
- 2. Издержки фирмы, их сущность и виды
- 3. Доходы фирмы: общий, средний, предельный
- 4. Прибыль как факторный доход
- 5. Максимизация прибыли фирмой
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах
- Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
- 3. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Контрольные вопросы
- Раздел III макроэкономика
- Тема 8. Национальная экономика: результаты и их измерение
- 1. Основные макроэкономические понятия и показатели
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Инвестиции и экономический рост
- 1. Экономический рост. Факторы экономического роста
- 3. Инвестиции: сущность, источники и роль в воспроизводственном процессе
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Цикличность экономического развития
- 3. Модификация современного цикла
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая теория макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель
- 3. Инвестиции и сбережения: проблема равновесия
- 4. Эффект мультипликатора
- 5. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение» — «ad-as»
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- 1. Различные теории о причинах безработицы
- 2. Типы безработицы и ее последствия
- 3. Различные теории о сущности и причинах инфляции
- 5. Взаимосвязь инфляции и безработицы
- 6. Экономическая политика в условиях инфляции
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Государство в рыночной экономике
- 2. Теоретические взгляды на государственное регулирование
- 4. Государственный сектор в рыночной экономике
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Финансовая система и финансовая политика государства
- 1. Понятие финансовой системы и финансовой политики
- 2. Государственный бюджет и бюджетная политика
- Государственных доходов
- 4. Фискальная политика государства: ее виды и механизм воздействия на экономику
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- 1. Современное денежное обращение
- 2. Кредит и кредитная система, ее содержание и структура
- 4. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства
- Контрольные вопросы
- Словарь терминов
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Методические указания по выполнению контрольных работ
- Структура контрольной работы
- Работа над контрольной
- Оформление контрольной работы
- Часть I. Теоретический вопрос
- Часть II. Задачи
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Часть III. Тесты
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Методические указания по выполнению курсовых работ
- Выбор темы курсовой работы
- Составление плана работы
- Отбор и подготовка материала
- Правила оформления курсовой работы
- Защита и оценка курсовой работы
- Темы курсовых работ
- Литература
- Содержание
- Тексты лекций учебной дисциплины «экономическая теория»