4. Конкуренция: понятие, виды, политика
Приступая к изложению этого вопроса, целесообразно отметить, что экономическая категория "конкуренция" - наиболее известный фундаментальный термин. Однако его многоликость не позволяет трактовать его однозначно. Остановимся лишь на некоторых точках зрения по определению понятия "конкуренция". А.Смит трактовал ее как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. И.Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Подобные высказывания позволяют оценить конкуренцию как борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. |
С другой стороны, конкуренцию можно рассматривать как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений национального хозяйства в форме государственных и частных фирм.
Анализ ситуации конкуренции можно осуществить исходя из четырех главных критериев:
1) В зависимости от характера поведения продавца различают:
а) полиполитическую конкуренцию;
б) олигополитическую конкуренцию.
2) В зависимости от степени дифференциации товара различают:
а) конкуренцию однородную;
б) конкуренцию гомогенную (без дифференциации товара) и разнородную;
с) конкуренцию гетерогенную (с дифференциацией товара).
3) В зависимости от степени свободного проникновения в отрасль различают:
а) конкуренцию открытую;
б) конкуренцию закрытую.
4) В зависимости от применяемых действий различают:
а) конкуренцию ценовую;
б) конкуренцию неценовую.
Рассмотрим существующие разночтения в определении понятия "конкуренция".
Чистая конкуренция характеризуется наличием многочисленных продавцов и покупателей, занимающихся продажей-покупкой гомогенного продукта. В этих условиях на рынке отсутствует продуктовая дифференциация, и многочисленные продавцы и покупатели, действуя независимо, не могут воздействовать на формирование рыночных цен. В качестве примера существующей чистой конкуренции можно привести финансовый рынок личных сбережений и рынок сельскохозяйственной продукции США (рынок муки).
Совершенная конкуренция (свободная) характеризуется рядом черт:
- мобильностью ресурсов внутри рынка;
- свободными входом и выходом на рынок;
- независимостью действий продавцов друг от друга;
- однородностью произведенной продукции;
- объемом реализуемой продукции;
- доступностью и полнотой информации о ценах.
Эффективная конкуренция (реальная) возникает, когда покупатели и продавцы действуют независимо, даже при условии, когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.
Несовершенная, монополистическая конкуренция возникла в конце XIX - начале XX вв. в связи с образованием монополий. Данный период характеризуется концентрацией капитала, возникновением акционерных обществ. Термин "монополия" в буквальном смысле слова означает наличие единственного продавца товара. Однако в настоящее время термин утратил первоначальное толкование и используется для обозначения разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными чертами монополистической конкуренции являются высокие монопольные цены и монопольные прибыли.
Анализируя проблему монополистической конкуренции, различают следующие виды конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигопсония, олигополия, дуополия, билатеральная монополия.
Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монопольия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части дохода продавца.
Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.
Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.
Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства.
Билатеральная монополия (двусторонняя) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя.
Любая форма соперничества (конкуренции) основана на применении ценового механизма. Формирование цен происходит в результате трехстороннего соперничества. В этой связи различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискриминацией на реализуемый продукт, которая возможна при соблюдении следующих условий: продавец-монополист, обладающий незначительной степенью монопольной власти; продавец ранжирует покупателей по группам, согласно их платежеспособности; первоначальный покупатель не имеет возможности перереализовывать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов).
Неценовая конкуренция осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: первое - совершенствование технической стороны товара; второе - улучшение приспосабливаемое(tm) товара к нуждам потребителя. Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные особенности, суть конкуренции может быть выражена единой концепцией, позволяющей выявить и оценить природу и интенсивность конкуренции.
Согласно исследованиям известного английского ученого М.Е.Портера, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2. Конкуренция среди товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.
Представленная модель является концептуальным средством для формулирования и изучения структурных схем конкурентных сил (схема 8).
Пять сил конкуренции определяют в конечном счете условия, в которых функционирует каждый рынок, и составляющие его экономические единицы. Состояние каждой силы
Схема-8.
и их совместное воздействие определяют возможности конкретной производственной системы в конкурентной борьбе и ее потенциал.
- Оглавление
- Глава 13. Национальная экономика и экономический рост 406
- 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории
- 1) Хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. Д.);
- 3. Главные направления современной экономической мысли
- 1) Неоклассическое;
- 2) Кейнсианское;
- 3) Институционально-социологическое.
- 1) Специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровнях;
- 2) Науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
- 3) Цикл учебных дисциплин в вузах сша и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.
- Основные понятия и термины
- 2. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой
- 3. Методология экономической теории
- 1) Субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
- 2) Неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
- 3) Рационалистический;
- 4) Диалектико-материалистический.
- 1) Естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;
- 1) Физиологические (в еде, питье, сне и т.Д.);
- Основные понятия и термины
- 2. Формы и модели общественного хозяйства
- 1) Общественное разделение труда как материальное условие существования товарного производства;
- 2) Частная собственность на средства производства и продукты труда; 3) личный труд собственника средств производства;
- 4) Удовлетворение общественных потребностей посредством купли-продажи продуктов труда;
- 5) Осуществление экономической связи между людьми через рынок, то есть ее общественный характер.
- 1) Превращение массы производителей в свободных, но лишенных всяких средств производства - процесс, означающий появление на рынке нового товара - рабочей силы;
- 2) Сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства.
- 3. Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе
- Общие моменты любой экономической системы
- 1) Первичная (архаичная), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;
- 2) Вторичная, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);
- 3) Коммунистическая общественная формация.
- 1) Замкнутое домашнее хозяйство, где созданные блага потребляются в самом хозяйстве без обмена;
- 2) Городское хозяйство, где имеет место непосредственный обмен и блага переходят непосредственно из производящего хозяйства в потребляющее;
- 3) Народное хозяйство, где блага на основе товарно-денежного обмена проходят через целый ряд хозяйств, прежде чем поступят в потребление.
- 1) По форме собственности на средства производства;
- 2) По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
- Основные понятия и термины
- Глава 4. Рынок: содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура
- 2.Сущность рынка как экономической категории и самостоятельной подсистемы в национальной экономике. Функции рынка
- 3.Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике
- 4.Система, структура и инфраструктура рынка
- 5.Биржи и их роль в рыночной экономике
- Основные понятия и термины
- 2. Предложение
- 3. Равновесие рынка. Условия равновесия
- 4. Конкуренция: понятие, виды, политика
- Основные понятия и термины
- 2. Полиморфизм собственности в рыночной экономике
- Государственная собственность
- Частная собственность
- Коллективная (групповая) собственность
- 3. Разгосударствление и приватизация: пути и формы, опыт зарубежных стран
- Три аспекта приватизации
- Основные понятия и термины
- 2. Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение
- 3. Деньги как развитая категория рыночных отношений. Функции денег как система
- Деньги как средство обращения
- Деньги как средство платежа
- 4. Эволюция денег
- Основные понятия и термины
- Глава 8. Субъекты рыночной экономики
- 2. Общая характеристика субъектной структуры рыночного хозяйства
- 3. Потребители и их поведение в рыночной экономике
- 4. Предприятие (фирма), его движущие мотивы и цели в рыночной экономике
- 5. Государство и его рольв системе рыночного хозяйства
- Основные понятия и термины
- Глава 9. Новая экономика домашнего хозяйства. Семья в рыночной экономике
- 2. Система функций семьи
- 3. Семейный бюджет
- Основные понятия и термины
- 2. Понятие и виды экономического риска
- 3. Управление риском
- Основные понятия и термины
- 2. Зависимость роста производства от использования факторов производства
- 3. Основные понятия, характеризующие современную хозяйственную деятельность
- 4. Издержки производства
- 5. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов
- Основные понятия и термины
- 12. Распределение: функциональное и индивидуальное
- 2. Факторные доходы и их функциональное распределение
- 3. Индивидуальное распределение. Перераспределение доходов
- Основные понятия и термины
- Модель экономического оборота
- Типы воспроизводства
- 2. Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- Основные различия кейнсианского и классического подхода
- Макроэкономические модели
- 3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.Экономический рост и циклическое развитие
- Описание цикла
- Основные понятия и термины
- Глава 14. Совокупный спрос и совокупное прдложение. Функция потребления и сбережения, инвестиций. Макроэкономическое равновесие
- 2. Совокупное предложение
- 3. Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор
- Средняя и предельная склонность экономики к сбережению и потреблению
- Мультипликатор. Эффект мультипликации
- 4. Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- Влияние факторов, не связанных со ставкой процента, на кривую инвестиционного спроса
- Модель акселератора
- Нестабильность инвестиций
- 5. Макроэкономическое равновесие
- Равновесие фирмы
- 1. Ситуация нескоординированной олигополии
- Равновесие национальной экономики
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Основные понятия и термины
- 2. Потребительский рынок и его проблемы
- 3. Формирование товарной политики
- Основные понятия и термины
- Модели рынков труда промышленно развитых стран мира Японская модель
- Модель сша
- Шведская модель
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- Особенности рынка труда в Узбекистане
- 4. Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая филлипса
- 5. Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель узбекистана)
- Понятие социальной защиты. Социальная защита населения в Узбекистане
- 2. Единые пособия семьям с детьми до 16 лет.
- Основные понятия и термины
- Глава 17. Макроэкономическая нестабильность и инфляция
- 2. Виды инфляции и механизм их действия
- Открытая и подавленная инфляция
- 3. Социально-экономические последствия инфляции
- 4. Варианты антиинфляционной политики
- Основные понятия и термины
- История денежной единицы России
- 2. Денежная масса. Предложение и спрос на денеги
- 3. Теоретические модели спроса на деньги Спрос на деньги и количественная теория
- Спрос на деньги в кейнсианской модели
- Современная теория спроса на деньги
- 4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- Основные понятия и термины
- 2. Основы кредитно-денежного регулирования
- Инструменты кредитно-денежной политики
- Преимущества мер прямого контроля заключаются в следующем:
- Косвенные инструменты
- 3. Сущность резервных требований
- 4. Операции на открытом рынке
- Операции Центрального банка Узбекистана на открытом рынке
- Широкие категории операций на открытом рынке
- Операции с иностранной валютой
- 5. Роль центрального банка в осуществлении денежно-кредитной политики
- Балансовый отчет типового Центрального банка
- Влияние денежно-кредитной политики на макроэкономическую ситуацию
- Воздействие денежно-кредитной политики на процессы в финансовом секторе
- Исполнение государственного бюджета Республики Узбекистан в 1995 г.
- Основные понятия и термины
- 2. Инструменты рынка ценных бумаг
- 3. Организация, обращение и регулирование рынка ценных бумаг
- Организация рынка ценных бумаг
- Обращение ценных бумаг
- Регулирование рынка ценных бумаг
- Механизмы регулирования рынка ценных бумаг
- Обеспечение рынка ценных бумаг
- Основные понятия и термины
- 2. Финансовая система и ее субъекты
- 3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- Основные понятия и термины
- 2. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 3.Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Доходы государственного сектора
- Расходы государственного сектора
- Дефицит государственного сектора
- Методы финансирования бюджетного дефицита
- 4. Анализ бюджетной политики узбекистана
- Основные понятия и термины
- Формы кредита
- 2. Структура банковской системы
- 3. Основные операции и роль коммерческих банков в рыночной экономике
- 4. Денежная политика: цели и инструменты
- Основные понятия и термины
- Глава 24. Финансово-кредитная политика в рыночной экономике
- 2. Инструменты и типы финансово-кредитной политики
- 3. Современное состояние финансово- кредитной политики в условиях макроэкономической стабилизации в узбекистане
- Структура капитальных вложений по источникам финансирования (в% к итогу)
- Основные понятия и термины
- 2. Принципы налоговой политики и функции налогов
- 3. Общая характеристика налоговой и фискальной политики
- 4. Виды и инструменты фискальной политики
- Основные понятия и термины
- 2. Основные понятия и принципы прогнозирования комплексного развития региона или административного района
- Основные понятия и термины
- 2. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
- 3. Механизм обеспечения экономической безопасности
- Основные понятия и термины
- 2. Проблемы эффективности международного разделения труда и его модели (теории)
- Основные понятия и термины
- Глава 29. Международная торговля и мировой рынок
- 2. Внешнеторговый мультипликатор
- 3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика узбекистана
- Динамика товарной структуры экспорта и импорта в 1996-1997 гг.
- Товарная структура эспорта и импорта в 1997 г. В процентах
- Основные понятия и термины
- 2. Перспективы международного сотрудничества в экономике разоружения
- 3. Экономические основы решения экологического кризиса. Мирное освоение космоса и мирового океана
- 4. Решение проблемы обеспеченности энергией и сырьем - важнейший фактор развития мировой цивилизации
- 5. Продовольственное обеспечение населения - непременное условие выживания
- 6. Демографические процессы и проблемы рынка труда
- Основные понятия и термины