logo search
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (1)

Экономическая мысль античности

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Расцвет экономической мысли Древней Греции относится к IV в. до н.э. Исторический фон - Пелопонесская война 431‑404 гг. до н.э., усиление социальной и имущественной дифференциации, развитие ремесла, торговли, кризис государственной общины (полиса), базировавшейся на мелком и среднем землевладении.

Экономическая мысль развивалась под воздействием генезиса, расцвета и кризиса рабства. Центральное место занимали проблемы ведения рабовладельческого хозяйства, методы наиболее эффективной эксплуатации рабов. Однако, развитие городов, рост ремесла и торговли привело к тому, что значительное внимание уделяется проблемам разделения труда, попыткам анализа товарно-денежных отношений, условий обмена, деньгам. Преобладает натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам. В то же время наблюдаются попытки осмысления экономических процессов в целом.

Наибольшее значение для развития экономической мысли имели работы Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

КСЕНОФОНТ (ок.430‑355? гг. до н.э.). “Домострой” (“Экономикос”).

Ксенофонт считал натуральное хозяйство предпочтительным, а земледелие - основой всего хозяйства. Он идеализировал сельское хозяйство (в противовес ремеслу), обосновывая при этом целесообразность ориентации на коллективные формы рабовладения и потребления (сплоченная община господ должна противостоять рабам). Ксенофонт давал рекомендации по организации труда рабов, управлению ими, предусматривающие сочетание материального и морального поощрения (не только лучшая еда для более усердных рабов, но и похвала).

Ксенофонт одним из первых обратил внимание на связь степени разделения труда и размеров рынка.

Важнейшим достижением было введение понятий “полезности” и “ценности” вещи (прообразы разработанных в дальнейшем экономической наукой категорий потребительной стоимости и стоимости). Рассматривая процессы ценообразования, Ксенофонт пришел к выводу, что колебания цен происходят в зависимости от изменения предложения товаров. Таким образом, была предпринята попытка анализа процессов ценообразования (вывод о колебании цены в зависимости от соотношения спроса и предложения).

ПЛАТОН (427‑347 гг. до н.э.). “Государство”; “Законы”. В этих работах даны две модели идеального государства, а также сформулирован «принцип справедливости».

Принцип справедливости. Причина неравенства, вызывающего борьбу за материальные интересы, раскалывающую государство, коренится в природе человека. Поэтому само неравенство неустранимо. Каждый человек от природы приспособлен к выполнению одного дела и должен заниматься только им. Именно таким образом можно создать больше продукции с меньшими затратами. Разделение труда - “основа распадения общества на сословия”, но одновременно и “основной принцип строения государства”. Разделение труда позволяет разрешить противоречие между разнообразием потребностей и ограниченностью способностей каждого человека и связывает людей в общество. Принцип справедливости будет осуществлен, если каждый человек будет получать свою долю сообразно природным способностям, причем если каждый будет заниматься тем делом, к которому он приспособлен от природы.

Первая модель идеального государства (“Государство”).

Коренной порок государства состоит в том, что в нем нет единства: государство раскалывается борьбой за материальные интересы. В результате существует два государства: богачей и бедняков. Для предотвращения этой борьбы необходимо остановить рост имущественного неравенства (среди свободного населения).

Рассматривая экономические функции государства, Платон преувеличивал его роль в экономическом развитии, считая, что оно может полностью регламентировать все экономические и социальные отношения. Считал, что государство устойчиво лишь в случае, если оно опирается на натуральное хозяйство. Сельское хозяйство - база развития государства. Государство - верховный собственник земли, земельные наделы распределяются государством, не продаются, а передаются по наследству; число и величина наделов неизменны.

Вторая модель идеального государства (“Законы”).

Предполагается запрет на ссуды под проценты, торговлю в кредит, ввоз товаров, в которых нет необходимости и на вывоз товаров, которые нужны государству. Кроме того, предлагается установление пределов колебаний цен (нельзя назначать 2 цены в один день).

Собственник земли - государство. Наделы распределяются, продажа земли запрещена, наделы передаются по наследству, причем только одному сыну. При равенстве наделов у граждан может быть неодинаковое имущество. Предлагается ввести лимит на размер личного имущества - если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то избыток должен быть передан государству или пожертвован богам (при этом, давая такие рекомендации, Платон декларировал принцип незыблемости частной собственности).

АРИСТОТЕЛЬ (384‑322 гг. до н.э.). “Политика”, “Афинская политика”, “Никомахова этика».

Согласно Аристотелю, естественные законы природы обусловливают деление общества на свободных и рабов, а труда - на умственный и физический. Назначение гражданина по Аристотелю - развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в политической жизни. Свободные граждане не должны заниматься физическим трудом, усовершенствованием орудий труда и т.п. Ремесленники, занимающиеся физическим трудом, не являются свободными, даже если юридически они не рабы. Рабы - основа богатства, “говорящие орудия”, занимают первое место среди прочих орудий. Основа богатства – рабы, и, следовательно, необходимы войны для обеспечения их постоянного притока.

Все виды хозяйства и деятельности людей (независимо от того, выполняют они управленческие функции или являются земледельцами, скотоводами и т.п.) рассматриваются Аристотелем с точки зрения используемых каждым сословием способов приобретения богатства и относятся либо к экономике (естественной форме), либо к хрематистике - неестественной форме (“хрема” - имущество, владение).

Пытаясь найти закон образования и изменения цен, Аристотель поставил вопрос: чем определяются соотношения при обмене. Считается, что именно Аристотель открыл, что товар имеет два фактора:

Аристотелем был четко сформулирован вопрос: чем определяются соотношения при обмене? Таким образом, впервые была поставлена проблема конечного основания цены, являющаяся до сих пор одной из наиболее важных в экономической теории.

В обмене происходит уравнивание товарных стоимостей. Вывод: за соотношением обмениваемых вещей стоят отношения их производителей. Аристотель, однако, предполагает, что сравнимыми товары делают деньги, а сами по себе товары не соизмеримы. Соизмеримость товаров достигается посредством денег. Деньги - наиболее удобный в обиходе товар, который возник не стихийно, а как результат соглашения между людьми.

Обмен имеет двойственную характеристику: как акт удовлетворения потребности принадлежит сфере экономики; как акт наживы - сфере хрематистики.

Аристотель впервые предпринимает попытку анализа капитала, установив различие между деньгами как средством обмена и деньгами, ставшими капиталом, и противопоставив “экономику” и “хрематистику”. Экономика - естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов, потребительных стоимостей. Она включает обмен лишь в рамках, необходимых для удовлетворения личных потребностей. Пределы такой деятельности - разумное личное потребление человека. Цель экономики - удовлетворение насущных жизненных потребностей человека и поэтому она должна являться объектом государственного воздействия. Хрематистика - “искусство наживать состояние” (деятельность, направленная на извлечение прибыли, накопление богатства, особенно в виде денег). Таким образом, к сфере хрематистики Аристотель относит ростовщичество и торгово-посреднические операции.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.