logo search
Экзамен / Ответы на экзаменационные билеты

§ 1. Сущность и функции финансов

Основные понятия финансов

Финансы— это система экономических отношений, кото­рые возникают между государством, юридическими и физичес­кими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денеж­ных средств. Иными словами, денежные отношения, реализа­ция которых происходит через особые фонды, — это финансо­вые отношения.

Таким образом, финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы— экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распреде­лительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функцияфинансов заключается в обес­печении субъектов хозяйствования необходимыми финансовы­ми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государ­ственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных и иных проблем.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли­тельными сроками окупаемости затрат.

Финансы, связанные с движением стоимости общественно­го продукта, выраженного в денежной форме, обладают свой­ством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) ото­бражать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать склады­вающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов — контрольную.

Стимулирующая функцияфинансов проявляется в следу­ющем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафа­ми, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью нало­гов, льгот, санкций государство может стимулировать техни­ческий прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов пред­приятий и граждан для содержания государственного аппа­рата, обороны страны и той части непроизводственной сфе­ры, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками дохо­дов для обеспечения должного уровня развития (фундамен­тальная наука, театры, музеи). Силовое изъятие части дохо­дов граждан объективно необходимо в интересах этих же граждан.

Финансовая система государства и ее структура

Совокупность финансовых отношений национальной эконо­мики образует финансовую систему государства. Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финан­сов домохозяйств.

Централизованные финансы— это государственная бюджет­ная система, государственный кредит, специальные внебюджет­ные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования нацио­нальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы— финансы фирм и пред­приятий различных форм собственности. Это финансовые от­ношения между юридическими лицами, юридическими лица­ми и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для ре­гулирования экономических и социальных отношений в рам­ках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют ос­нову финансов. Здесь формируется подавляющая часть финан­совых ресурсов. От состояния финансов предприятий различ­ных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.

Особую роль играют бюджеты регионов (районов) страны, что можно было именовать муниципальными финансами. Для России эта часть финансовой системы весьма значимы, так как наша страна состоит из 89 субъектов.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществ­ляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллек­тивов является прибыль. За счет прибыли формируются про­изводственные и социальные фонды, средства для инвестиро­вания. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.

Финансы домохозяйств— это личные финансы, т. е. фи­нансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)

Каждый элемент финансовой системы особым образом вли­яет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресур­сы в основной централизованный фонд государства, и проис­ходит их распределение и перераспределение между отрасля­ми национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рам­ках централизованных финансов имеют строго целевое назна­чение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имуще­ственного и личного страхования предназначены для возмеще­ния ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприя­тиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент цент­рализованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физически­ми лицами, при которых государство выступает, главным об­разом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей на­родного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячей­ки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и ис­пользуются фонды денежных средств.

Особое значение имеют государственные финансы. Принци­пом их построения, характерным для финансовых систем со­временных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с дан­ным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государ­ствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федера­ции, а последние не включаются в государственный федераль­ный бюджет.