Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования
Гос. регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хоз. субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения др. инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
Причины гос. вмешательства в экономику. По мере развития раночных хозяйств возникли и обострились эконом. и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной эконом. политики.
Степень гос. вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на эконом. процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли гос. расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры и т. д.
Гос. регулирование экономики решает различные задачи: стимулирование эконом. роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала.
Функции гос. регулирования. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Эконом. функции современного государства:
1. Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного эконом. роста. Государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хоз. процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.
2. Обеспечение занятости. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Поэтому государство создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
3. Регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены и т. д.
4. Создание правовой основы. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы.
5. Распределение ресурсов. Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования про-ва общественных благ или непосредственного управления их про-вом.
6. Регулирование рынка труда. Для обеспечения социальной стабильности в обществе государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
7. Обеспечение соц. защиты. В обществе есть люди неимущие, нетрудоспособные (дети, люди преклонного возраста, инвалиды), безработные и т. д. Государство гарантирует минимум зарплаты, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, и т.д.
8. Сохранение и улучшение окружающей среды. В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей и т. д.
9. Региональная политика. Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику истор., национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.
10. Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы и многое другое.
Перечень функций этим не исчерпывается. Государство осуществляет антимонопольную политику. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований про-ва, решение вопросов фундаментальной науки, про-во общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства про-вам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности и многие другие.
Но если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых про-вах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура про-ва, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа.
Методы гос. регулирования рыночной экономики. Государство выполняет свои функции, применяя различные методы. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) гос. предпринимательство.
Гос. расходы влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение, трансфертные платежи: пособия (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.
Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии нац. экономики.
Гос. регулирование способствует формированию хоз. связей и пропорций, координированию эконом. процессов и увязке частных и общественных интересов. Гос. регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма: принимаются спец. законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, препятствующие развитию монополий, установлению непомерно высоких цен. Налоговая и кредитная формы: использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем про-ва. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение про-ва, на инвестиционные решения. Субвенционная форма: предоставление гос. субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).
Гос. предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Гос. предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.
В условиях рынка гос. регулирование экономики -целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономики.
Методы прямого регулирования сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Это различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; гос. инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования и т.д.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии эконом. решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим эконом. целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством эконом. решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными эконом. результатами.
Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Достижение целей эконом. политики государства требует комплексного использования всех методов и способов гос. воздействия на экономику.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и функции эконом. Теории
- Методология и методы эконом. Теории
- Человек в системе общественного про-ва
- Потребности как предпосылка производства
- Ресурсы и факторы про-ва
- Эконом. Блага: классификация и основные характеристики
- Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения
- Эконом. Система общества: понятия, элементы и уровни эконом. Системы. Классификация эконом. Систем
- Понятие собственности, типы и формы собственности
- Смешанная экономика
- Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация
- Натуральное и товарное производство, условия их возникновения
- Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка
- Структура и функции рынка
- Стоимость и цена товара
- Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции
- Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования
- Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели
- Спрос. График функции спроса. Закон спроса и предложения. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса
- Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия
- Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия
- Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»
- Равновесие потребителя
- Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирмы
- Факторы про-ва фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов про-ва
- Производственная сетка и изокванта. Изокоста
- Продукт как результат про-ва фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Издержки про-ва в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки
- Издержки про-ва в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба
- Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы
- Рынок труда и его структура
- Зарплата, ее формы и системы. Номинальная и реальная зарплата
- Рынок капитала и его структура
- Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли
- Понятие нац. Экономики и ее структура
- Цели нац. Экономики
- Понятие нац. Продукта. Методы его измерения
- Система национальных счетов
- Цикличность экономического развития
- Экономический цикл и его фазы
- Финансовая система гос-ва. Принципы ее построения
- Госбюджет
- Бюджетный дефицит и гос. Долг
- Налоговая система. Налоги
- Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь (рб) в современных условиях
- Денежно-кредитная политика: цели, инструменты
- Банковская система. Банки и их операции
- Занятость и безработица
- Особенности гос. Политики занятости в рб
- Инфляция, ее формы и социально-эконом. Последствия
- Соц. Политика гос-ва, ее сущность, цели, направления
- Доходы населения: номинальный, располагаемый, реальный. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца
- Уровень и качество жизни
- Система социальной защиты населения
- Понятие эконом. Роста. Источники и факторы роста
- Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
- Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- Теория равновесия в модели ad-as
- Понятие и структура мирового хозяйства
- Мировое хозяйство и тенденции его развития
- Международная торговля. Основные направления внешнеторговой политики
- Регулирование в системе международных торговых отношений. Всемирная торговая организация (вто)
- Международная миграция рабочей силы
- Миграция капитала: причины, основные формы и последствия
- Система валютных отношений. Валютный курс
- М/н валютно-финансовые структуры
- Эконом. Аспекты глобальных проблем современности
- Место и роль рб в мировом сообществе
- Международная экономическая интеграция
- Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс)