Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции
Для рынка характерна конкуренция. Конкуренция - это эконом. соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. В широком смысле слова понятие «конкуренция» употребляется в эконом. науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе про-ва, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.
Функции конкуренции:
1) конкуренция должна обеспечивать адаптацию про-ва к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам про-ва. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.
2) конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы стремление предприятий к получению максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция выполняет функцию обеспечения прогресса.
3) конкуренция выполняет функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности.
4) конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с др. стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.
Выделяют различные виды конкуренции.
По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров. Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.
Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара, безопасность для потребления (товар не взрывается при попытке включить его), эстетические свойства (элегантный лейбл на джинсах). В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая. Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг.
К сожалению, иногда используются силовые методы конкурентной борьбы (лишение конкурента сырья, рынков сбыта, скупка патентов, захват рынков рабочей силы), а также запрещенные законом методы (поджоги, убийства опасных конкурентов, экономический шпионаж, подкуп и шантаж, распространение заведомо ложных сведений о конкурентах, подделка торговых знаков и т.д.).
Выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную и несовершенную конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль.
Функциональная конкуренция - это конкуренция между производителями определенного товара.
Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция - это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.
С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают 2 основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей.
Совершенная (свободная, неограниченная). Признаки конкуренции: большое кол-во мелких продавцов и покупателей; полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода “входа” в отрасль, на рынок и “ухода”; полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями. Степень контроля над ценами: отсутствие контроля; цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения.
Несовершенная (ограниченная). Ее модели: Монополия. Признаки: ограничена влиянием монополий и государства; товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист); реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры. Степень контроля над ценами: полный контроль.
Монополистическая конкуренция. Признаки: относительно большое кол-во производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое. Степень контроля над ценами: достаточно слабый контроль.
Олигополия. Признаки: Преобладающая модель в современной рыночной структуре: рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях. поддерживания цен и максимизации прибыли. Степень контроля над ценами: частичный контроль.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды гос. средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции. Осуществление регламентации деятельности монополий со стороны государства проявляется в формировании и совершенствовании антимонопольного регулирования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и функции эконом. Теории
- Методология и методы эконом. Теории
- Человек в системе общественного про-ва
- Потребности как предпосылка производства
- Ресурсы и факторы про-ва
- Эконом. Блага: классификация и основные характеристики
- Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения
- Эконом. Система общества: понятия, элементы и уровни эконом. Системы. Классификация эконом. Систем
- Понятие собственности, типы и формы собственности
- Смешанная экономика
- Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация
- Натуральное и товарное производство, условия их возникновения
- Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка
- Структура и функции рынка
- Стоимость и цена товара
- Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции
- Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования
- Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели
- Спрос. График функции спроса. Закон спроса и предложения. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса
- Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия
- Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия
- Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»
- Равновесие потребителя
- Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирмы
- Факторы про-ва фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов про-ва
- Производственная сетка и изокванта. Изокоста
- Продукт как результат про-ва фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Издержки про-ва в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки
- Издержки про-ва в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба
- Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы
- Рынок труда и его структура
- Зарплата, ее формы и системы. Номинальная и реальная зарплата
- Рынок капитала и его структура
- Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли
- Понятие нац. Экономики и ее структура
- Цели нац. Экономики
- Понятие нац. Продукта. Методы его измерения
- Система национальных счетов
- Цикличность экономического развития
- Экономический цикл и его фазы
- Финансовая система гос-ва. Принципы ее построения
- Госбюджет
- Бюджетный дефицит и гос. Долг
- Налоговая система. Налоги
- Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь (рб) в современных условиях
- Денежно-кредитная политика: цели, инструменты
- Банковская система. Банки и их операции
- Занятость и безработица
- Особенности гос. Политики занятости в рб
- Инфляция, ее формы и социально-эконом. Последствия
- Соц. Политика гос-ва, ее сущность, цели, направления
- Доходы населения: номинальный, располагаемый, реальный. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца
- Уровень и качество жизни
- Система социальной защиты населения
- Понятие эконом. Роста. Источники и факторы роста
- Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
- Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- Теория равновесия в модели ad-as
- Понятие и структура мирового хозяйства
- Мировое хозяйство и тенденции его развития
- Международная торговля. Основные направления внешнеторговой политики
- Регулирование в системе международных торговых отношений. Всемирная торговая организация (вто)
- Международная миграция рабочей силы
- Миграция капитала: причины, основные формы и последствия
- Система валютных отношений. Валютный курс
- М/н валютно-финансовые структуры
- Эконом. Аспекты глобальных проблем современности
- Место и роль рб в мировом сообществе
- Международная экономическая интеграция
- Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс)