Бюджетный дефицит и гос. Долг
В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей госбюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит госбюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит госбюджета. В гос-вах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением. Дефицит, превышающий уровень 20%, является критическим.
Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Дефицит госбюджета м. б. обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-эконом. программ. Это дефицит госбюджета при естественном уровне безработицы. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Нац. банка, выпуска гос. бумаг.
Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в эконом. цикле. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и др. соц. программам.
Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования гос. расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Нац. банком гос-ва в лице Мин-ва финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.
Секвестр. В целях обеспечения стабильности в области бюджетных отношений могут устанавливаться размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита, то вводится механизм секвестирования расходов, который заключается в том, что осуществляется пропорциональное снижение гос. расходов по всем статьям.
В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет к профициту удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Латвия, Эстония, Словения. Однако в 90–е гг. для большинства государств был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. Большинство развитых стран финансируют дефицит бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета.
Гос. долг – это сумма бюджетных дефицитов, накопленных в стране за определенный период времени, за вычетом имевшихся в это же самое время положительных сальдо. Гос. долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность правительства населению своей страны. Внутренний долг выступает в виде облигаций гос. займов. Внешний долг – это задолженность государства гражданам и организациям других стран.
Гос. долг м. б. в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий. Наличие большого гос. долга сопровождается расстройством функционирования финансовой системы, возникновением неплатежей, появлением неуверенности в деловой активности среди предпринимателей и отдельных граждан.
Бюджетный дефицит и гос. долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что гос. займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, гос. долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений.
С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы гос. кредита, а также по привлечению новых заемных средств.
Погашение гос. долга и % по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.
Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых % по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации гос. собственности. Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в нац. экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.
Обременительность гос. долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности нац. экономики.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и функции эконом. Теории
- Методология и методы эконом. Теории
- Человек в системе общественного про-ва
- Потребности как предпосылка производства
- Ресурсы и факторы про-ва
- Эконом. Блага: классификация и основные характеристики
- Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения
- Эконом. Система общества: понятия, элементы и уровни эконом. Системы. Классификация эконом. Систем
- Понятие собственности, типы и формы собственности
- Смешанная экономика
- Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация
- Натуральное и товарное производство, условия их возникновения
- Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка
- Структура и функции рынка
- Стоимость и цена товара
- Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции
- Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования
- Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели
- Спрос. График функции спроса. Закон спроса и предложения. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса
- Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия
- Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия
- Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»
- Равновесие потребителя
- Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирмы
- Факторы про-ва фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов про-ва
- Производственная сетка и изокванта. Изокоста
- Продукт как результат про-ва фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Издержки про-ва в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки
- Издержки про-ва в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба
- Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы
- Рынок труда и его структура
- Зарплата, ее формы и системы. Номинальная и реальная зарплата
- Рынок капитала и его структура
- Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли
- Понятие нац. Экономики и ее структура
- Цели нац. Экономики
- Понятие нац. Продукта. Методы его измерения
- Система национальных счетов
- Цикличность экономического развития
- Экономический цикл и его фазы
- Финансовая система гос-ва. Принципы ее построения
- Госбюджет
- Бюджетный дефицит и гос. Долг
- Налоговая система. Налоги
- Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь (рб) в современных условиях
- Денежно-кредитная политика: цели, инструменты
- Банковская система. Банки и их операции
- Занятость и безработица
- Особенности гос. Политики занятости в рб
- Инфляция, ее формы и социально-эконом. Последствия
- Соц. Политика гос-ва, ее сущность, цели, направления
- Доходы населения: номинальный, располагаемый, реальный. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца
- Уровень и качество жизни
- Система социальной защиты населения
- Понятие эконом. Роста. Источники и факторы роста
- Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
- Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- Теория равновесия в модели ad-as
- Понятие и структура мирового хозяйства
- Мировое хозяйство и тенденции его развития
- Международная торговля. Основные направления внешнеторговой политики
- Регулирование в системе международных торговых отношений. Всемирная торговая организация (вто)
- Международная миграция рабочей силы
- Миграция капитала: причины, основные формы и последствия
- Система валютных отношений. Валютный курс
- М/н валютно-финансовые структуры
- Эконом. Аспекты глобальных проблем современности
- Место и роль рб в мировом сообществе
- Международная экономическая интеграция
- Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс)