Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка
Рынок как эконом. механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система эконом. отношений, складывающихся в процессе про-ва, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного про-ва, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. В промышленности различают 3 основные формы специализации: предметную (например -автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).
Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подетальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку.
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все др. факторы про-ва (земля, техника, сырье). В эконом. теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Причиной формирования рынка является и эконом. обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хоз. решений производители. Адекватным правовым режимом состоянию эконом. обособленности, является режим частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и др. формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, гос. и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого эконом. субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хоз. субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы про-ва (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок, как самостоятельное образование включает 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами эконом. благ. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями эконом. благ.
Классификация рынков.
1. По широте охвата: локальные, национальные и международные рынки.
2. По объектам купли-продажи: рынки потребительских товаров и услуг, рынки ресурсов, денежный рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг.
3. По отраслям про-ва (рынок пшеницы, рынок автомобилей, металлов и пр.).
4. По наличию конкуренции: конкурентный и неконкурентный рынок. Некоторые рынки включают много производителей, но являются неконкурентными, так как на них отдельные фирмы могут влиять на цену продукции. Мировой рынок нефти – один из таких примеров.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и функции эконом. Теории
- Методология и методы эконом. Теории
- Человек в системе общественного про-ва
- Потребности как предпосылка производства
- Ресурсы и факторы про-ва
- Эконом. Блага: классификация и основные характеристики
- Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения
- Эконом. Система общества: понятия, элементы и уровни эконом. Системы. Классификация эконом. Систем
- Понятие собственности, типы и формы собственности
- Смешанная экономика
- Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация
- Натуральное и товарное производство, условия их возникновения
- Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка
- Структура и функции рынка
- Стоимость и цена товара
- Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции
- Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования
- Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели
- Спрос. График функции спроса. Закон спроса и предложения. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса
- Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия
- Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия
- Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»
- Равновесие потребителя
- Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирмы
- Факторы про-ва фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов про-ва
- Производственная сетка и изокванта. Изокоста
- Продукт как результат про-ва фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Издержки про-ва в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки
- Издержки про-ва в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба
- Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы
- Рынок труда и его структура
- Зарплата, ее формы и системы. Номинальная и реальная зарплата
- Рынок капитала и его структура
- Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли
- Понятие нац. Экономики и ее структура
- Цели нац. Экономики
- Понятие нац. Продукта. Методы его измерения
- Система национальных счетов
- Цикличность экономического развития
- Экономический цикл и его фазы
- Финансовая система гос-ва. Принципы ее построения
- Госбюджет
- Бюджетный дефицит и гос. Долг
- Налоговая система. Налоги
- Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь (рб) в современных условиях
- Денежно-кредитная политика: цели, инструменты
- Банковская система. Банки и их операции
- Занятость и безработица
- Особенности гос. Политики занятости в рб
- Инфляция, ее формы и социально-эконом. Последствия
- Соц. Политика гос-ва, ее сущность, цели, направления
- Доходы населения: номинальный, располагаемый, реальный. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца
- Уровень и качество жизни
- Система социальной защиты населения
- Понятие эконом. Роста. Источники и факторы роста
- Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
- Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- Теория равновесия в модели ad-as
- Понятие и структура мирового хозяйства
- Мировое хозяйство и тенденции его развития
- Международная торговля. Основные направления внешнеторговой политики
- Регулирование в системе международных торговых отношений. Всемирная торговая организация (вто)
- Международная миграция рабочей силы
- Миграция капитала: причины, основные формы и последствия
- Система валютных отношений. Валютный курс
- М/н валютно-финансовые структуры
- Эконом. Аспекты глобальных проблем современности
- Место и роль рб в мировом сообществе
- Международная экономическая интеграция
- Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс)