Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь (рб) в современных условиях
РБ относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов гос. регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного про-ва и импортозамещения.
Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в госбюджете (48,7%); относительно высокая общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2% к ВВП); большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики; высока дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами.
Основными недостатками проводимой в стране фискальной политики являются ее преимущественно фискальный характер, сдерживающий производственно-инвестиц. активность товаропроизводителей. Наблюдается слабая координация фискальной политики с др. формами гос. регулирования, прежде с денежно-кредитной политикой.
Сильный налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций, утечке нац. капитала из страны. Недополучение бюджетом средств сопровождалось сокращением бюджетных статей.
Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды (гос. республ. внебюджетные фонды, централизованные внебюджетные фонды министерств и ведомств, внебюджетные фонды местных Советов), которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию.
Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промышленность – свыше 50%, строительство – менее 10%, торговля и общественное питание – менее 5%, с/х – менее 3%. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.
Сложилась ситуация, когда выручка, фонд зарплаты и прибыль выступают объектами многократного обложения. С прибыли изымается 6 республ. налогов, а также местные налоги. Фонд зарплаты является самым высокооблагаемым элементом. В результате налоги и неналоговые платежи учитываются в элементах себестоимости продукции и повышают цену продукции. Это ведет к тому, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с гос-вом даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Вследствие этого налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей.
Недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям. В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения. Достижение поставленных целей предполагает:
- введение в РБ общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов; совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение кол-ва республ. налогов; существенную модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц; выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций; установление оптимального соотношения республ. и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республ. и местных бюджетов.
Бюджетная политика в ближайшие годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры нац. экономики, реализацию социально–эконом. приоритетов и гос. программ, проведение активной соц. политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов.
Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде являются:
- реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально–эконом. задач; проведение целенаправленной политики управления гос. долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности; совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении.
Требует продолжения работа по реформированию межбюджетных отношений с учетом интересов всех уровней бюджетной системы по сокращению встречных финансовых потоков, что позволит снизить дотационность территориальных бюджетов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предмет и функции эконом. Теории
- Методология и методы эконом. Теории
- Человек в системе общественного про-ва
- Потребности как предпосылка производства
- Ресурсы и факторы про-ва
- Эконом. Блага: классификация и основные характеристики
- Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения
- Эконом. Система общества: понятия, элементы и уровни эконом. Системы. Классификация эконом. Систем
- Понятие собственности, типы и формы собственности
- Смешанная экономика
- Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация
- Натуральное и товарное производство, условия их возникновения
- Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка
- Структура и функции рынка
- Стоимость и цена товара
- Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции
- Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования
- Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели
- Спрос. График функции спроса. Закон спроса и предложения. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса
- Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия
- Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия
- Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»
- Равновесие потребителя
- Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирмы
- Факторы про-ва фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов про-ва
- Производственная сетка и изокванта. Изокоста
- Продукт как результат про-ва фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Издержки про-ва в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки
- Издержки про-ва в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба
- Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы
- Рынок труда и его структура
- Зарплата, ее формы и системы. Номинальная и реальная зарплата
- Рынок капитала и его структура
- Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли
- Понятие нац. Экономики и ее структура
- Цели нац. Экономики
- Понятие нац. Продукта. Методы его измерения
- Система национальных счетов
- Цикличность экономического развития
- Экономический цикл и его фазы
- Финансовая система гос-ва. Принципы ее построения
- Госбюджет
- Бюджетный дефицит и гос. Долг
- Налоговая система. Налоги
- Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь (рб) в современных условиях
- Денежно-кредитная политика: цели, инструменты
- Банковская система. Банки и их операции
- Занятость и безработица
- Особенности гос. Политики занятости в рб
- Инфляция, ее формы и социально-эконом. Последствия
- Соц. Политика гос-ва, ее сущность, цели, направления
- Доходы населения: номинальный, располагаемый, реальный. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца
- Уровень и качество жизни
- Система социальной защиты населения
- Понятие эконом. Роста. Источники и факторы роста
- Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
- Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- Теория равновесия в модели ad-as
- Понятие и структура мирового хозяйства
- Мировое хозяйство и тенденции его развития
- Международная торговля. Основные направления внешнеторговой политики
- Регулирование в системе международных торговых отношений. Всемирная торговая организация (вто)
- Международная миграция рабочей силы
- Миграция капитала: причины, основные формы и последствия
- Система валютных отношений. Валютный курс
- М/н валютно-финансовые структуры
- Эконом. Аспекты глобальных проблем современности
- Место и роль рб в мировом сообществе
- Международная экономическая интеграция
- Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс)