Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения
Предложение - возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение с качественной стороны. В количественном плане предложение х-ся по своей величине и объёму. Объём, величина предложения - это кол-во продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.
График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и кол-вом товаров, которые производители желают предложить. Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения – это издержки про-ва. Производственные затраты - ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
Объем предложения зависит от объема про-ва, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление). Существуют и различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).
Между ценой и кол-вом предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.
Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и кол-вом этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.
Различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение - предложение отдельного производителя. Рыночное - совокупность индивидуальных предложений данного товара.
Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Кроме цены на объем предложения влияют многие другие неценовые факторы:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий. Любое усовершенствование, как правило, приводит к снижению издержек про-ва и поэтому сопровождается расширением предложения товара.
4. Объём и доступность ресурсов, их цена. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар.
5. Налоги и дотации. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на про-во продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек про-ва, что стимулирует расширение про-ва, и кривая предложения смещается вправо.
6. Природные условия.
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические). Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров.
8. Размеры рынка и т.д.
Изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) кол-во данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения.
Всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.
Эластичность предложения - показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное. Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен 1. Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение. Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность предложения товаров на изменения их цен. Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности по формуле:
Km - коэффициент эластичности предложения, G - % изменения кол-ва предлагаемого товара, F - % изменения цены.
Эластичность предложения зависит от особенности производственного процесса, времени изготовления продукта и способности его к длительному хранению. Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для доп. про-ва товара требуется время.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и функции эконом. Теории
- Методология и методы эконом. Теории
- Человек в системе общественного про-ва
- Потребности как предпосылка производства
- Ресурсы и факторы про-ва
- Эконом. Блага: классификация и основные характеристики
- Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения
- Эконом. Система общества: понятия, элементы и уровни эконом. Системы. Классификация эконом. Систем
- Понятие собственности, типы и формы собственности
- Смешанная экономика
- Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация
- Натуральное и товарное производство, условия их возникновения
- Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка
- Структура и функции рынка
- Стоимость и цена товара
- Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции
- Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования
- Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели
- Спрос. График функции спроса. Закон спроса и предложения. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса
- Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия
- Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия
- Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»
- Равновесие потребителя
- Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирмы
- Факторы про-ва фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов про-ва
- Производственная сетка и изокванта. Изокоста
- Продукт как результат про-ва фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Издержки про-ва в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки
- Издержки про-ва в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба
- Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы
- Рынок труда и его структура
- Зарплата, ее формы и системы. Номинальная и реальная зарплата
- Рынок капитала и его структура
- Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли
- Понятие нац. Экономики и ее структура
- Цели нац. Экономики
- Понятие нац. Продукта. Методы его измерения
- Система национальных счетов
- Цикличность экономического развития
- Экономический цикл и его фазы
- Финансовая система гос-ва. Принципы ее построения
- Госбюджет
- Бюджетный дефицит и гос. Долг
- Налоговая система. Налоги
- Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь (рб) в современных условиях
- Денежно-кредитная политика: цели, инструменты
- Банковская система. Банки и их операции
- Занятость и безработица
- Особенности гос. Политики занятости в рб
- Инфляция, ее формы и социально-эконом. Последствия
- Соц. Политика гос-ва, ее сущность, цели, направления
- Доходы населения: номинальный, располагаемый, реальный. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца
- Уровень и качество жизни
- Система социальной защиты населения
- Понятие эконом. Роста. Источники и факторы роста
- Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
- Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
- Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
- Теория равновесия в модели ad-as
- Понятие и структура мирового хозяйства
- Мировое хозяйство и тенденции его развития
- Международная торговля. Основные направления внешнеторговой политики
- Регулирование в системе международных торговых отношений. Всемирная торговая организация (вто)
- Международная миграция рабочей силы
- Миграция капитала: причины, основные формы и последствия
- Система валютных отношений. Валютный курс
- М/н валютно-финансовые структуры
- Эконом. Аспекты глобальных проблем современности
- Место и роль рб в мировом сообществе
- Международная экономическая интеграция
- Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс)