logo
11 семестр / К экзамену-зачёту / Кочетов Ответы для экз

Параметрический метод

Метод наиболее широко применяется при оценке изделий, параметры качества которых поддаются количественному определению и синтезу. Разновидности метода используются и в международной практике.

При отсутствии стоимостной информации об издержках эксплуатации конкурирующих изделий используется параметрический индексный метод расчета цены нового изделия. Метод позволяет учитывать и потребительский эффект, и сроки поставки изделия потребителю. Метод основан на оценке потребителем основных технико-экономических показателей предлагаемого изделия. Значение эффекта Э  определяется с помощью уровня Уэ эффективности по формулам (4.15) или (4.16) и (4.35).

Влияние потребительского эффектана ценообразование заключается в том, что предприятие при установлении договорной (контрактной) цены исходит не только из величины собственных издержек и прибыли, но и из размера экономического эффекта у потребителя. Такой подход основан на том, что продажная цена составляет меньшую долю общей цены потребления изделия, которая включает также эксплуатационные расходы и прибыль потребителя. Например, доля продажной цены в величине цены потребления трактора составляет 19%, грузовика ── 15, самолета ── 11, бытового холодильника ── 10%. Это отношение, равное 0,1...0,2, вынуждает предприятие учитывать неценовые параметры. По некоторым данным, полученным по строительному оборудованию, доля технико-экономических и эксплуатационных показателей в структуре предпочтений потребителя достигает 80%.

Прямая зависимость цены от потребительского эффекта (Э) дает возможность изготовителю компенсировать дополнительные затраты на освоение производства новой машины.

Обычно оценки продукции ее изготовителем и потребителем не совпадают по причине противоположности их интересов. Изготовителю не выгодно выпускать на рынок дешевую продукцию, а потребителю особенно орудий производства не выгодно применять их по высокой цене. Поэтому перед согласованием рыночной или договорной цены определяют ее предельные значения.

Нижний предел цены определяется по условию производства по формуле

Цн = Си*(1+gи), (10.1) 52

где Си - себестоимость нового образца оборудования,

gи - рентабельность нового образца.

Себестоимость нового образца

Си = сн*М, (10.2) 53

где сн - себестоимость единицы массы нового оборудования:

снб*У-1, (10.3) 54

сб - себестоимость единицы массы базового образца;

У- уровень эффективности производства (конкурентоспособности) нового образца, определяемый по формуле (4.15).

Значение У зависит от состояния машиностроительного производства:

в условиях развития У>1,

в застойный период У=1,

в период упадка У<1.

Полученное значение цены Цн = сбМн(1+gи)У-1 не должно быть меньше значения, определенного по условию равновыгодности производства базовой и новой машины с другими параметрами производительности, срока службы и качества

Цн = Цб*pπktУ-1, (10.4)

где Цб - оптовая цена базовой машины;

Отсюда определим наименьшее значение рентабельности производства новой машины:

gи (Цб*pπkt/сбМн)-1. (10.5)

Верхний предел цены определяется по условию равновыгодности эксплуатации новой и базовой техники.

Максимально приемлемую для потребителя цену можно определить по условию равной на рынке конкурентоспособности (Укс = 1), когда удельные издержки потребителя на производство своей (конечной) продукции при новой технике зн не будут превышать базовых издержек зб: зн зб,

где з = /PkтиkтT;

И - издержки производства за срок службы Т оборудования;

kти - коэффициент технического использования оборудования;

kт - коэффициент точности работы оборудования (технологической эффективности).

Тогда

ИвИб*pπkt, (10.6)

где Ив, Иб - издержки производства по вариантам за сроки службы новой и базовой техники, соответственно.

Раскрывая величины издержек и решая неравенство относительно цены новой машины, получим

Цв ≤ {[Цбkтмб+(aтбLб+aэбWб+aмбRб)Tчб]*pπkt - (aтнLн+aнWн+aмнRн)Tчн}kтмн-1, (10.7)

где kтмб, kтмн - коэффициенты учета затрат на транспорт, монтаж, наладку и демонтаж базовой и новой машины, соответственно;

Tч - средний срок службы оборудования в часах работы;

R - расход материалов или сырья, кг/ч:

R=Р/kим,

kим - коэффициент использования основного материала или сырья

Цв ≤ {[Цбkтмб+(aтбLб+aэбWб+aмб Р б/kисб)Tчб]*pπkt - (aтнLн+aнWн+aмн Р н/kисн)Tтн}kтмн-1, (10.8)

В практике машиностроения обычно соотношение верхнего и нижнего предела цены новой машины принималось равным

Цв/( Цн+Зон) ≥ 1,15, (10.9)

где Зон - затраты на освоение производства нового изделия.

При больших значениях, чем 1,15, поощрительные надбавки сверх нижнего предела оптовой цены рассчитывались по типовой шкале.

Основной проблемой в ценообразовании в машиностроении является необходимость объективно разделить ожидаемую экономию между изготовителем и потребителем оборудования. В качестве одного из возможных подходов к решению такой сложной задачи А.М. Матлин предложил принцип равенства значений рентабельности изготовителя и потребителя новой техники и вывел следующую формулу планируемой цены [8, с. 192, (9.24)]

Цп=Цб+√(Цв-Цб)(Цн-Цб)/(1+gи). (10.10)

Полученную таким способом цену будем считать расчетной (Цр), которая необходима в качестве предложения для установления договорной цены. В последние 30 лет лучших предложений по распределению экономии между изготовителем и потребителем машиностроительной продукции не поступало.

Для сложных изделий, производство и поставка которых осуществляются по долгосрочным договорам или контрактам, цена устанавливается дважды:

на момент заключения контракта Цк с учетом расчетной цены, рассмотренной выше,

на момент поставки изделия Цс с учетом изменения цен на ресурсы за период исполнения договора.

В таких договорах указываются условия корректировки цены изделия на момент его поставки. Конечная, или «скользящая» цена определяется с учетом индексов текущих цен ресурсов, связанных структурой производственных издержек (знаменатель технологической функции), по формуле

Цс = Цк*м+uтмβм+uэγм+uмδм), (10.11)

где αм, βм, γм, δм – доли затрат на основные ресурсы производства изделия машиностроения: αмммм=1;

uтм, uэ, uм – индексы текущих цен трудовых, энергетических и материальных ресурсов;

αм – неизменная доля цены, не зависящая от инфляции (косвенные расходы, планируемая норма прибыли).