logo
11 семестр / К экзамену-зачёту / Кочетов Ответы для экз

72. Виды цен на машиностроительную продукцию, их назначение, сфера применения. Состав и структура цен.

В зависимости от взаимоотношений продавца и покупателя и состава ресурсов, воплощенных в товаре в коммерческой практике используется множество видов цен.

Исходной базой для формирования разных цен това­ра является цена производства,равная сумме издержек производства и средней (нормативной) прибыли. Вокруг этой це­ны колеблются разныецены реализации товара:

оптовая —по ней поставляются крупные партии товара;

розничная —по ней ведется штучная продажа товара;

прейскурантная —справочная, для информации покупателей; это номинальная цена;

государственная —обычно ограниченная (в течение оп­ределенного периода) цена товара, услуги и ресурса, распре­деление и потребление которых регулируется государством;

рыночная —по ней производится купля—продажа товара на данном рынке; разновидности этих цен (спроса, предложения, равновесия, монопольная и другие цены) рассматриваются ниже;

контрактная —договорная цена, указываемая в контракте;

её разновидности —твердая цена(не подлежащая изменению) искользящая цена(может изменяться в зависимости от некоторых условий, например, даты поставки, биржевой котировки):

мировая —определяется в зависимости от вида товара

(по одним, обычно сырьевым товарам, уровнем цен стран- экспорте­ров, по другим —ценами бирж, аукционов; по готовым изделиям — ценами товаров ведущих в мире фирм, специализирующихся на произ­водстве и на экспорте продукции данного вида); цены эти также раз­личаются в зависимости от того, оговорен платеж в свободно кон­вертируемой валюте или нет.

Динамика цен в настоящем времени от­ражается текущимиценами (номинальные цены в настоящий момент), а для изучения динамики экономических показателей (например, дохода, прибыли и т.п.) используетсясопоставимые цены — текущие цены, приведенные с помощью индексов цен к единой системе отсчета. Так, для сопоставления объемов производства в разные годы их стоимостное выражение должно корректироваться (приводиться к сопоставимому виду) с путем индексации.

На величину цен влияют:

внешние факторы:

внутренние факторыдействуют внутри предприятия; ими можно управлять при выработке ценовой политики, так как они определяют размер издержек производства.

Снижение издержек производства позволяет предприятию получить "запас прочности" при ценовой конкуренции.