logo
11 семестр / К экзамену-зачёту / Кочетов Ответы для экз

31. Оптовые и розничные цены, их основное назначение, сферы применения.

Ценаденежное выражение стоимости; экономическая катего­рия, позволяющая оценить величину затраченного на про­изводство товара общественно необходимого рабочего времени.

В зависимости от взаимоотношений продавца и покупателя и состава ресурсов, воплощенных в товаре в коммерческой практике используется множество видов цен.

Исходной базой для формирования разных цен това­ра является цена производства, равная сумме издержек производства и средней (нормативной) прибыли. Вокруг этой це­ны колеблются разные цены реализации товара:

оптовая — по ней поставляются крупные партии товара;

розничная — по ней ведется штучная продажа товара

Разница между оптовой ценой изготовителя и полной себестоимостью про­дукции отражает прибыль, которая определяется на единицу продук­ции и на годовой объем производства

П = Цопт.изг - Сп = СпRc.

Оптовая цена изготовителя опре­деляется по формуле:

Цопт.изг = Сп(1+Rc)

где Сп — полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Rc — уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, т. е. прибыль, полученная от реализации годового объема продукции, приходящаяся на 1 руб. годовых текущих затрат:

Rc = (Фсг*Rпр)/Cп

Rпр — уровень рентабельности про­мышленного предприятия в долях единицы;

Фсг — среднего­довая стоимость производственных фондов, т. е. сумма основ­ных производственных фондов и оборотных средств;

Сп — пол­ная себестоимость годового объема реализованной продукции.

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой це­ны предприятия и дополнительного включения в цену издержек, при­были сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость:

Цопт.пром= Цопт.изг+(Цопт.изг – ЗмДСсбсб

где Зм стоимость материальных затрат на единицу продукции;

НДС налог на добавленную стоимость в размере 20% при реализации по рыночным ценам;

Псбсб прибыль и затраты сбытовых организаций.

Государственная розничная цена цена, по которой товары народно­го потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются че­рез торговую сеть и которая отражает процесс нарастания обществен­но необходимых затрат по всем последовательным стадиям производ­ства товара. Она представляет собой сумму оптовой цены промышлен­ности, издержек торговых организаций и плановой прибыли:

Цр = Цопт.пром + Зр + Пр

где Зр + Пр текущие издержки и прибыль розничных торговых организаций.

При установлении цен на промышленную продукцию товаропроиз­водитель должен соблюдать законодательство и не прибегать к сговору с конкурентами.

Он не должен:

а) требовать от торгового посредника реализации своей продукции по установленной им цене;

б) отказывать в отгрузке продукции или задерживать ее, если торго­вый посредник проводит свою ценовую политику;

в) продавать свою продукцию ниже себестоимости для устранения на рынке соперников;

г) повышать цены.

При рыночной экономике используются различные цены. Влияние государства на систему ценообразования — одна из форм регулирова­ния цен. Государство проводит комплексную систему мер по упроще­нию и децентрализации порядка утверждения цен, т. е. их либерализа­цию, поэтому круг регулируемых цен сокращается.

Оптовая или розничная цена устанавливается по договоренности меж­ду производителем и покупателем продукции. Эти цены не регулиру­ются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров. Верхняя граница договорной цены регулируется законом со­ответствия спроса и предложения, нижняя - устанавливается по теку­щим затратам. Цена номинальная (условная) устанавливается при от­сутствии информации о сделках, предложениях продавцов или потреб­ности потребителей; розничная — на продукцию, реализуемую в лич­ное потребление небольшими партиями.

Скользящая цена не устанавливается окончательно. Сначала согла­совывается базисная цена, которая может быть скорректирована при изменении составляющих цены к моменту поставки и оплаты. Данная цена является разновидностью цены с последующей фиксацией, кото­рая устанавливается в процессе исполнения договора между покупате­лем и продавцом. В условиях договора определяется правило фикса­ции цены или ее согласования между поставщиком и потребителем

Структура цен выпускаемой продукции

Различие цен по стадиям ценообразования отражает количественную связь цен, складывающихся в процессе движения товара от изготовителя к потребителю. Цена товара на каждой последующей стадии движения товара поглощает цену предыдущей стадии (табл. 10.1) [6].

Посредническая и торговая надбавки включают в себя по три составляющие части: издержки, прибыль и косвенные налоги. К косвенным налогам относятся те, которые не зависят от доходов налогоплательщиков. Изготовители и продавцы выступают в роли сборщиков налогов с покупателей по поручению правительства. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.

Таблица 10.1