logo
11 семестр / К экзамену-зачёту / Кочетов Ответы для экз

Структура цен на разных стадиях движения товара

Затраты

Цена

Символ

N

    1. Наименование

Ци

Цо

Цз

Цр

с

1

Себестоимость (полная)

оптовая цена изгото-вителя

отпускная

закупочная

розничная

п

2

Прибыль изготовителя

нк

3

Косвенные налоги

нп

4

Посредническая надбавка

нт

5

Торговая надбавка

Табл. 10.1 является расчетной матрицей цены как матрица себестоимости (см. табл. 3.2). Сумма строк образует колонку цены. Например, строки 1 (С) и 2 (П) составляют колонку Ци, а формула цены изготовителя имеет вид С+П=Ци, а формула закупочной цены представляется так:с+п+нкпз.

при которой обеспечиваются возмещение текущих затрат производства и получение прибыли. На основании этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены на количество реализованного товара.

Разница между оптовой ценой изготовителя и полной себестоимостью про­дукции отражает прибыль, которая определяется на единицу продук­ции и на годовой объем производства

П = Цопт.изг - Сп = СпRc.

Оптовая цена изготовителя опре­деляется по формуле:

Цопт.изг = Сп(1+Rc)

где Сп — полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Rc — уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, т. е. прибыль, полученная от реализации годового объема продукции, приходящаяся на 1 руб. годовых текущих затрат:

Rc = (Фсг*Rпр)/Cп

Rпр — уровень рентабельности про­мышленного предприятия в долях единицы;

Фсг — среднего­довая стоимость производственных фондов, т. е. сумма основ­ных производственных фондов и оборотных средств;

Сп — пол­ная себестоимость годового объема реализованной продукции.

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой це­ны предприятия и дополнительного включения в цену издержек, при­были сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость:

Цопт.пром= Цопт.изг+(Цопт.изг – ЗмДСсбсб

где Зм стоимость материальных затрат на единицу продукции;

НДС налог на добавленную стоимость в размере 20% при реализации по рыночным ценам;

Псбсб прибыль и затраты сбытовых организаций.

Государственная розничная цена цена, по которой товары народно­го потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются че­рез торговую сеть и которая отражает процесс нарастания обществен­но необходимых затрат по всем последовательным стадиям производ­ства товара. Она представляет собой сумму оптовой цены промышлен­ности, издержек торговых организаций и плановой прибыли:

Цр = Цопт.пром + Зр + Пр

где Зр + Пр текущие издержки и прибыль розничных торговых организаций.

При установлении цен на промышленную продукцию товаропроиз­водитель должен соблюдать законодательство и не прибегать к сговору с конкурентами.

Он не должен:

а) требовать от торгового посредника реализации своей продукции по установленной им цене;

б) отказывать в отгрузке продукции или задерживать ее, если торго­вый посредник проводит свою ценовую политику;

в) продавать свою продукцию ниже себестоимости для устранения на рынке соперников;

г) повышать цены.

При рыночной экономике используются различные цены. Влияние государства на систему ценообразования — одна из форм регулирова­ния цен. Государство проводит комплексную систему мер по упроще­нию и децентрализации порядка утверждения цен, т. е. их либерализа­цию, поэтому круг регулируемых цен сокращается.

Оптовая или розничная цена устанавливается по договоренности меж­ду производителем и покупателем продукции. Эти цены не регулиру­ются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров. Верхняя граница договорной цены регулируется законом со­ответствия спроса и предложения, нижняя - устанавливается по теку­щим затратам. Цена номинальная (условная) устанавливается при от­сутствии информации о сделках, предложениях продавцов или потреб­ности потребителей; розничная — на продукцию, реализуемую в лич­ное потребление небольшими партиями.

Скользящая цена не устанавливается окончательно. Сначала согла­совывается базисная цена, которая может быть скорректирована при изменении составляющих цены к моменту поставки и оплаты. Данная цена является разновидностью цены с последующей фиксацией, кото­рая устанавливается в процессе исполнения договора между покупате­лем и продавцом. В условиях договора определяется правило фикса­ции цены или ее согласования между поставщиком и потребителем.