logo
Планирование

2) Принципы и методы внутрифирменного планирования. Функции и структуры плановых служб на предприятии.

Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам:

1) конкретности и измеримости планов;

2) маржинальности;

3) временной ориентации;

4) гибкости;

5) непрерывности;

6) комплексности;

7) непротиворечивости;

8) обязательности исполнения.

Принцип конкретности означает, что предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности. Это позволяет контролировать ход выполнения планов и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи.

Принцип маржинальности (предельных величин) предполагает, что план должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов.

Ориентированность во времени требует, чтобы каждый план имел свои строго определенные границы во времени. Отсутствие временных границ не позволяет предприятию контролировать выполнение своих планов.

Принцип гибкости предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события.

Непрерывность планирования требует, чтобы перспективные и текущие планы были взаимоувязаны и гибко реагировали на постоянно меняющиеся условия реальной экономической ситуации.

Комплексность планов означает, что они должны высвечивать все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально – техническое обеспечение, использование производственных фондов, наем персонала оплату труда и др. В каждой из этих сфер устанавливаются объем планируемых работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы.

Непротиворечивость планирования предполагает наличие тесной взаимосвязи и согласованности различных видов планов. Планы предприятия должны быть взаимоподдерживающими. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать работы других подразделений и всего предприятия в целом. Напротив, успешное достижение плановых результатов деятельности предприятия зависит от выполнения планов его подразделений. Согласованность планов достигается в том случае, когда обеспечивается единство действий всех подразделений, осуществляющих планирование деятельности предприятия.

Обязательность исполнения предполагает, что принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановая служба могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.

Теперь перейдем к рассмотрению методов планирования:

1) балансовый,

2) нормативный,

3) программно – целевой,

4) по технико – экономическим факторам,

5) расчетно–аналитический,

6) математико – статистический,

7) метод линейного программирования.

Первым методом является балансовый.

Балансовый метод считается основным методом планирования, позволяющим обеспечить достижение сбалансированности всех элементов плана.

Под балансовым методом в планировании понимается совокупность приемов, используемых для согласованности и увязки показателей.

Основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов недостаточно, то происходит поиск дополнительных источников, позволяющих перекрыть дефицит. Если ресурсы имеются в избытке, то приходится решать проблему – расширять их потребление.

Следующий метод, который мы рассмотрим – нормативный.

Он состоит в том, что основой плановых заданий на определенный период являются нормы

затрат различных ресурсов на единицу продукции.

Далее рассмотрим программно-целевой метод. В основном используется при планировании научно-технического прогресса, так как позволяет сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение научно-технической программы, а также обеспечить сквозное планирование – от идеи до внедрения в производство.

Следующим идет метод планирования по технико-экономическим факторам, который применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана социального и экономического развития организации.

Другой метод - расчетно-аналитический считается самым распространенным, он основан на расчетах плановых показателей исходя из анализа достигнутого уровня.

Математико-статистический метод сводится к оптимизационным расчетам на основе различных моделей. Например, корреляционная модель, отражающая взаимосвязь двух переменных величин.

Методы линейного программирования позволяют на основе решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, определять их оптимальные величины.

Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово – экономический отдел.

Рассмотрим функции планово – экономического отдела:

1) разработка структуры обязательных для предприятия планов и направление их для утверждения руководящим органам предприятия;

2) организация работы по составлению планов, вид которых утвержден руководством предприятия, подготовка материалов и исходных данных во всех отделах и службах предприятия, участвующих в плановой работе;

3) составление технико – экономических прогнозов по важнейшим направлениям деятельности предприятия;

4) разработка нормативных плановых документов (виды и структура планов) для структурных и функциональных подразделений предприятия;

5) согласование планов всех подразделений предприятия;

6) контроль за выполнением планов предприятия в целом и его отдельных структурных и функциональных подразделений.

В состав планово – экономического отдела могут входить следующие структурные подразделения (секторы, бюро, группы): технико – экономического планирования, себестоимости, цен, экономического анализа, учета и статистики, нормативов и др.

Планово – экономический отдел взаимодействует с плановыми бюро структурных подразделений; а также с другими функциональными подразделениями предприятия: главной бухгалтерией; отделами главного конструктора, главного технолога, главного механика, сбыта, маркетинга, организации труда и заработной платы, капитального строительства, материально – технического обеспечения и др., а также всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия.

Так производственно – диспетчерский отдел на основе плановых заданий разрабатывает номенклатурные, производственные задания цехам и производственным участкам, устанавливает

сроки и контролирует ход выполнения этих заданий.

Отдел маркетинга занимается исследованием рынка, планированием основных товарных групп, сбыта, продвижения и распределения продукции.

В компетенцию отдела цен входит планирование ценовой политики предприятия.

Отдел сбыта планирует конкретные направления сбыта продукции, а так же новые формы обслуживания и торговли.

Финансовые службы ведают планированием издержек и конечных показателей финансовой деятельности предприятия.

Отдел кадров ведет планирование использования трудовых ресурсов.

Производственно – технические службы отвечают за планирование работы отдельных подразделений предприятия, планирование по сменам, контролируют качество сырья, комплектующих изделий и готовой продукции.

На небольших предприятиях планово – экономический отдел может отсутствовать, тогда

его функции передаются отделу маркетинга или же относятся к непосредственному ведению одного из заместителей директора.