2. Методология науки
Экономическое исследование – сложный процесс, включающий обоснование темы, формулировку целей и задач, гипотез, выбор объектов анализа, составление программы, накопление и исследование фактов, их теоретическое обобщение, разработку мер по использованию результатов исследования на практике.
В основе любого исследования лежит методология. Методология науки – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Теоретической и методологической основой экономических исследований являются труды отечественных и зарубежных экономистов, многолетние достижения экономических наук.
Методология базируется на определённом наборе методов. В науке метод определяет содержание и последовательность научных исследований, изложения и использования их результатов. Важное значение имеют методы, которые в целом определяют научность и продуктивность исследований. К ним, прежде всего, следует отнести диалектический метод, в соответствии с которым явления рассматриваются в непрерывном движении и изменении, характеризуются единством и борьбой противоположных тенденций, изучаются путём восхождения от простого к сложному.
Экономические науки для познания сущности изучаемых явлений и процессов используют общенаучные и специфические методы исследования. Первые имеют более широкое применение; к ним относятся методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравнительного анализа, экспериментальный и некоторые другие. К специфическим методам исследования науки «Экономика отраслей АПК» относятся статистико-экономический, монографический, расчётно-конструктивный, балансовый, экономико-математический.
Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явлений. Хотя абстрактное представление о явлении будет менее полным, оно позволяет глубже понять в нём самое главное, существенное. Абстрагирование лежит в основе формирования экономических законов, понятий, категорий. Например, при изучении закона спроса анализируется только взаимозависимость между спросом и ценой при абстрагировании от многих других условий (ценовой политики государства, степени наполненности рынка, действия конкуренции и т.д.).
Метод индукции связан с получением общего вывода на основе единичных фактов, то есть с ходом мысли от частного к общему, от фактов к теории. Метод дедукции предполагает обратный переход – от общего к частному и единичному. Путём индукции и дедукции можно выдвигать различные гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления или группы явлений, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Любой предприниматель обязан сопоставлять свои затраты с затратами конкурентов, сравнивать альтернативные варианты своей собственной деятельности. Хорошо известный подход «затраты–результаты» тоже, по существу, основан на методе сравнительного анализа.
Экспериментальный метод, являющийся основным в естественных науках, широко применяется и для изучения экономических явлений. Эксперимент позволяет оценить влияние отдельных факторов на изучаемое явление, выявить закономерности его развития, проверить истинность гипотез. Так, в АПК проводились эксперименты по различным формам оплаты труда, хозяйственного расчёта, арендному подряду, организации агропромышленных формирований (агрокомбинатов, агрофирм и т.д.).
Статистико-экономический метод – это совокупность приёмов, используемых для всесторонней характеристики общественных явлений на основе массовых цифровых данных. К основным приёмам обработки и анализа статистических данных относятся группировка, расчёт средних и относительных величин, индексов, графическое представление и др.
Монографический метод предполагает изучение отдельных единиц в совокупности предприятий, которые достаточно типичны для неё или относятся к передовой их группе (что необходимо для выявления новых, прогрессивных тенденций).
Расчётно-конструктивный метод позволяет найти научно обоснованное решение перспективных проблем. Он применяется, в частности, при разработке программ развития отраслей агропромышленного комплекса.
Балансовый метод – это основной метод координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность изучаемого явления или процесса; он широко используется при разработке различных планов. С его помощью обеспечивается сбалансированность количественных пропорций развития предприятий, отраслей и т.д.
Экономико-математический метод основан на использовании специальных приёмов количественного анализа – математической статистики, производственных функций, экономико-математического моделирования; расчёты производятся на компьютере. Этот метод широко используется при оптимизации агропромышленного производства, составлении моделей экономических явлений и процессов, выборе оптимального варианта управленческих решений.
- Содержание
- Тема 1. Предмет и задачи курса «экономика отраслей апк»
- 1. Предмет и задачи дисциплины
- 2. Методология науки
- 3. Понятие и структура отрасли
- Тема 2. Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка
- 1. Сущность, цель и задачи апк
- 2. Структура апк
- Организационно-финансовая структура апк
- Воспроизводственно-функциональная структура апк
- Продуктово-сырьевая структура апк
- 3. Особенности сельского хозяйства как основной отрасли апк
- 4. Инфраструктура апк
- 5. Система экономических отношений в апк
- Тема 3. Размещение, специализация и концентрация производства
- 1. Понятие и факторы размещения отраслей апк
- 2. Специализация в отраслях апк
- 3. Концентрация агропромышленного производства
- Тема 4. Интеграционные процессы в апк
- 1. Понятие интеграции, классификация интегрированных формирований
- 2. Сельскохозяйственная кооперация
- 3. Агропромышленная интеграция
- Тема 5. Земельные ресурсы и эффективность их использования
- 1. Особенности земли как средства производства
- 2. Состав и структура земельных ресурсов
- 3. Государственный земельный кадастр и мониторинг земли
- 4. Пути улучшения использования земли
- Тема 6. Производственные фонды и их использование
- 1. Экономическая сущность производственных фондов
- 2. Основные фонды
- 3. Оценка основных фондов
- 4. Износ и амортизация основных фондов
- 5. Оборотные средства
- 6. Пути повышения эффективности использования производственных фондов
- Тема 7. Трудовые ресурсы и производительность труда
- 1. Особенности использования труда в сельском хозяйстве
- 2. Понятие и состав трудовых ресурсов
- 3. Понятие и значение производительности труда
- 4. Пути повышения производительности труда
- Тема 8 издержки производства и себестоимость продукции отрасли
- 1. Понятие и виды издержек производства
- 2. Экономическая сущность и виды себестоимости продукции
- 3. Классификация затрат на производство продукции
- 4. Калькуляция себестоимости сельскохозяйственной продукции
- 5. Калькуляция себестоимости продукции перерабатывающих производств
- 6. Факторы снижения себестоимости продукции
- Тема 9. Экономическая эффективность производства
- 1. Сущность и виды экономической эффективности
- 2. Показатели экономической эффективности